Волгоградгражданпроект - проектирование Волгоград, строительство Волгоград, экспертиза Волгоград
 RUS    ENG

10.02.2009: Переход строительной сферы на саморегулирование в условиях кризиса. Интервью Андрея Куприкова.



В 2009 год российские строители вступают не только с кризисом. С началом этого года стартовал переход строительной отрасли на саморегулирование в рамках Закона № 148-ФЗ от 22 июля 2008 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Ведется активная работа по разъяснению основных положений закона. Но и сегодня, когда уже формируются первые саморегулируемые организации в строительстве (далее - СРОС), все еще задается множество вопросов. В условиях кризиса эти вопросы становятся еще более актуальными. С некоторыми из них мы обратились к Андрею Александровичу КУПРИКОВУ, генеральному директору ЗАО «Институт Волгоградгражданпроект», эксперту, входившему в состав рабочей группы Государственной Думы РФ по подготовке изменений в Градостроительный кодекс.



- Кем изначально была выдвинута идея создания СРОС? Государством, в лице каких-либо ведомств, или строительным сообществом?
- Идея создания СРОС не является только лишь инициативой какого-либо министерства. Этого потребовала, в первую очередь, жизнь. Взяв во внимание опыт работы наших коллег из других стран, где подобные организации довольно давно и успешно работают, по инициативе «Росстроя» была сформирована группа при Государственной Думе РФ для подготовки изменений в Градостроительный кодекс. И наш институт был привлечен в качестве эксперта в состав этой группы от Союза проектировщиков России.
Работа по подготовке перехода строительной отрасли на саморегулирование ведется последние два года. Результатом этой весьма активной работы являются разработанные и уже внесенные изменения в Градостроительный кодекс - Закон № 148-ФЗ. Таким образом, были обозначены права и обязанности СРОС, а также их членов.
Данные изменения вступили в действие с 1 января 2009 года и касаются трех направлений: проектирования, изыскательских и строительных работ.
Вполне можно говорить, что это является ответом руководства страны на необходимость соответствовать условиям, возникшим в последние годы в экономике и строительной сфере.



- Вы упомянули типы СРОС по трем направлениям. Получается, что строительные организации, которые одновременно имеют лицензии на изыскания, проектирование и строительство, должны получать допуск в СРО изыскателей, СРО проектировщиков и СРО строителей? Знаю, что ранее рассматривался четвертый тип СРОС - комплексный.
- От идеи комплексных СРОС мы отказались изначально. Все-таки это разные направления строительного комплекса. В каждом из них свои условия, требования и соответственно разный уровень ответственности.
И на сегодняшний день, если предприятие имеет лицензию на все три вида деятельности, то оно должно либо вступить в три СРОС по этим направлениям, либо выбрать для себя одно из них.



- Как выглядит процесс объединения и работы в СРОС? Какие условия и требования при этом должны быть соблюдены?
- Для образования СРОС необходимо собраться определенному количеству фирм, которые в нее войдут. К примеру, для создания проектной СРОС необходимо набрать минимум 50 фирм или индивидуальных предпринимателей. Форма собственности здесь не важна. А для строительных СРОС порог - уже 100 участников. При этом закон позволяет формироваться бесконечному числу СРОС. Но, естественно, их количество будет регламентировано самой жизнью.
Когда участники определены, должен быть сформирован компенсационный фонд. Его значение заключается в том, чтобы при имущественных исках заказчиков решать конфликт, возникший по вине участника СРОС, средствами из общего фонда. Таким образом, при создании СРОС будет вестись внимательное изучение и отбор его будущих участников, для того чтобы свести к минимуму возможные риски, связанные с некомпетентностью будущего члена.
Естественно, как и каждой организации, СРОС необходимо выбрать людей, которые будут заниматься управленческой работой и выполнять связанные с этим обязанности.
Далее составляется договор о том, на каких условиях будут работать все члены СРОС. Что они обязаны выполнять и чего не должны делать ни при каких обстоятельствах. По сути, заключается своего рода декларация об ответственности. И ответственность эта настолько серьезная, что нарушение взятых обязательств может повлечь за собой исключение из состава СРОС. После этого членам саморегулируемой организации выдаются допуски на выполнение работ. Допуски эти оформляются в соответствии с аттестацией персонала по видам проектной деятельности. Таким образом, все члены СРОС являются гарантами выполнения обязательств перед заказчиком друг за друга.
Сейчас, как и раньше, строительные и проектные фирмы работают, основываясь на ГОСТах, СНиПах и других нормативах, которые никто не отменял. И в дальнейшем, организуясь в СРОС, мы будем обязаны их соблюдать. Естественно, подготавливая базу для их совершенствования, СРОСы должны будут разрабатывать собственный регламент. К примеру, устанавливать нормативы качества выполнения работ, которые не позволят допускать нарушения общепринятых правил. Иначе будут нести материальную ответственность.
Не секрет, что до последних пор доказать чью-либо вину было достаточно сложно. Существуют организации, в которых, например, есть только печать и директор. Эти фирмы выходили на конкурсы по выполнению строительных работ. Они демпинговали, выигрывали конкурс и получали аванс - реальные деньги заказчика. Затем они какое-то время делали вид, что ведут работу, а потом либо исчезали, либо, не справляясь с обязанностями, объявляли себя банкротами. Время проходит, деньги потрачены, а результата нет. И спросить в такой ситуации зачастую уже не с кого. В результате дискредитировалось все строительное направление.


- Произойдет ли таким образом «естественный отбор» - на рынке останутся только серьезные и ответственные, готовые к дальнейшему развитию фирмы?
- Предстоящий переход строительной отрасли на работу в рамках СРОС, в первую очередь, направлен на то, чтобы с рынка строительства ушли подобные нерадивые компании, не соблюдающие нормативы и грабительски ведущие себя с заказчиками. И в этом смысле естественный отбор, конечно, произойдет.
В результате люди, которые будут нанимать фирму для ремонта квартиры или строительства здания, получат гарантии качества и грамотности выполненных работ, а также смогут получить компенсацию в случае невыполнения строителями своих обязательств.
Организациям же придется задуматься о том, чтобы набирать штат грамотных работников. А чтобы их нанять, нужно будет платить достойную зарплату, отчисляя при этом все налоги. Работать легально, выходить из тени. Иначе долго не протянуть.


Наличие лицензии на выполнение строительных работ как-то облегчает регистрацию в СРОС? Или в принципе не важно, есть она или нет?
- Сегодня, на начальном этапе перехода на саморегулирование, у многих фирм лицензии имеются. Поэтому наверняка основной костяк в саморегулируемых организациях будут составлять лицензированные фирмы.
Организация может продолжать заниматься своей деятельностью по лицензии вплоть до 1 января 2010 года. После этого она сможет продолжить свою работу только на основании допуска, полученного от выбранной СРОС. Уже с 1 января 2010 года лицензии выдаваться и продлеваться не будут. Таким образом, переход организаций строительного комплекса на систему работы в рамках СРОС будет не одномоментным, а постепенным. На это отводится целый год.


- Прописана ли какая-то структура, регламентирующая отношения СРОС, от крупных до мелких?
- Есть четко прописанный регламент образования и функционирования отдельных СРОС. Конечно, возможно объединение их в ассоциации для упрощения решения сложных вопросов. Но их структура будет аналогичной. И будет работать по тем же принципам взаимозависимости и взаимоответственности. Это позволит заказчикам и конечным потребителям на разных уровнях получить защиту и поддержку. Союз проектировщиков России в перспективе готовит создание такой ассоциации. Для этого необходима регистрация саморегулируемых организаций не менее чем в 50% регионов страны.
Кроме того, функции контроля за соблюдением законодательства со стороны СРОСов будут возложены на «Ростехнадзор», который в данный момент занимается разработкой регламентирующих документов.


- Вы упомянули, что для образования каждого типа СРОС должно собраться определенное количество фирм. Для образования проектной СРОС это минимум 50 членов. Если же в небольшом регионе не набирается 50 членов, то, насколько мне известно, есть возможность объединиться в СРОС фирмам из нескольких регионов?
- Разграничений по регионам в принципе не существует. Ведь по лицензии строитель может работать в любом регионе России. Такая же ситуация и при объединении в СРОС. Организация вправе вступить в организацию, созданную в любом регионе страны. Конечно, с одной оговоркой - если ее примут.
Если местных фирм недостаточно для организации СРОС, тогда, конечно, имеет смысл объединиться с предприятиями из соседних регионов. Однако чем дальше друг от друга расположены члены одной СРОС, тем сложнее им друг друга контролировать.
На местах все друг друга знают. Поэтому при отборе в члены СРОС будет не так сложно, с одной стороны, произвести отсев, а с другой - договориться об общих правилах работы и единой ответственности. Ведь принцип простой: если сегодня кто-то сэкономил или нарушил, завтра он потерял работу.
А как происходит сейчас?
Крупные предприятия, особенно работающие с бюджетными деньгами, по определению не могут иметь серых схем. Они отчитываются за каждую копейку. А на другой стороне улицы работает какая-то «шарага», где вкалывают за наличку по трудовым соглашениям. Человек 5 работают на краденых программах, не платя налоги и не имея никаких социальных обязательств. Такая контора в любой момент может закрыться, и концов не найдешь. Однако в прошлом на конкурсах мы с ними имели одинаковое положение. Получалось, что крупные предприятия выбивались из конкурентной среды. Почему? Потому что это не конкуренция. Ответственные предприятия вынуждены были поджиматься и отказывать себе в развитии, в приобретении программ, увеличении зарплат и социальных выплат.
Переход строительной отрасли на работу в рамках СРОС гарантирует, прежде всего, защиту интересов и прав заказчика и рядового потребителя. А также поможет очистить рынок от некомпетентных и ненадежных исполнителей, создав необходимые условия для формирования реальной конкурентной среды.


- Ведется ли сейчас работа по созданию СРОС проектировщиков в нашем регионе?
- Работа ведется активно во всех регионах. В Волгоградской области, на сегодняшний день, имеется несколько инициативных групп. Процесс этот идет. Что из этого получится - вопрос времени. Потому что фирмы все разные. С разным уровнем доходов, с разным штатным расписанием, разными направлениями деятельности. Одни специализируются только на индивидуальных домах. Другие - на промышленных объектах. Третьи - на комплексной жилой застройке.
И сейчас, я думаю, произойдет объединение вокруг крупных предприятий. Это будет логично.


- В России уже исторически сложилось, что мы долго раскачиваемся. За год раскачаемся?
- Есть другая поговорка: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Пока можно работать по лицензии, какая-то часть фирм «чесаться» не будет. Но те компании, которые действительно ответственно ведут себя на рынке и думают о будущем, начинают подготовку к вступлению в СРОС уже сейчас.


- Российским Союзом строителей и некоторыми местными Союзами строителей велась и ведется активная работа по разъяснению основных положений закона. Но и сегодня, когда уже формируются первые СРОСы, все еще задается множество вопросов. Имея опыт реализации некоторых законов, таких, например, как № 94-ФЗ, необходимо ли, на ваш взгляд, подготовить для № 148-ФЗ постатейный комментарий, в котором будут даны конкретные ответы, как решать те или иные вопросы? Конечно, проведение специализированного обучения даст свои результаты, но по своему опыту знаю, что не всегда обучающий специалист может дать однозначный ответ. Мешает то расплывчатая формулировка закона, то некие финансовые интересы.
- Начну с того, что совершенных законов в природе не существует. Все предусмотреть невозможно. Пробелы в законодательстве являются источником существования для юристов. Если будет такая необходимость, появится и постатейный комментарий.
А вот упоминание Закона о государственных закупках здесь как нельзя кстати. Проводится конкурс, к примеру, на строительство дороги, условия которого четко прописаны. Но вот беда - главным критерием является цена. И в результате появляется фирма, которая необоснованно ее занижает, зная, что в дальнейшем не будет платить налоги и выплачивать «белую» зарплату или будет применять некачественные материалы. В итоге фирма не выполняет этот госконтракт и растрачивает деньги. А что-то сделать с этой фирмой можно только по решению суда. Суд продолжается несколько месяцев. В итоге дорога не построена, и бюджет этого года уже в прошлом.
Необходимо менять ситуацию. И в том числе это можно сделать с помощью СРОС.
Если бы эта фирма была членом саморегулируемой организации, то заказчик смог бы обратиться к руководству СРОС сначала с просьбой воздействовать на нее в плане выполнения взятых ею обязательств, а затем и за возмещением убытков. Разговор же внутри СРОС с этой фирмой будет очень жестким. Ведь иначе все издержки невыполненного контракта лягут на остальных членов саморегулируемой организации.


- Как вы думаете, отразится ли экономический кризис на реализации Закона № 148-ФЗ о СРОС?
- Думаю, кризис отразится на всех. Но все-таки не стоит воспринимать его как нечто трагическое и катастрофическое. Кризис возник в большей степени потому, что значительная часть мира жила не по средствам, потребляя гораздо больше, чем производя.
В сложившихся условиях реализация указанного закона позволит компаниям сообща не только выдержать испытания, но и вступить на новый виток развития. При этом станет главным не то, сколько ты делаешь, а то, как ты это делаешь. Также в условиях кризиса станет важной необходимость быть мобильным. Эта особенность присуща фирмам малого и среднего бизнеса.
Многие крупные предприятия, в том числе и наше, заинтересованы в том, чтобы на рынке проектных работ присутствовали и средние, и мелкие по объему работы фирмы. Мы могли бы по аутсорсингу передавать до половины объема работ таким фирмам. Особенно по специальным направлениям. Таким, как дымоудаление, пожаротушение, вентиляция и др. Это наверняка прибавит нам ответственности перед заказчиком, но мы готовы взять ее на себя. И в ответ на некоторые опасения скажу, что при объединении в СРОС малый и средний бизнес не исчезнет. Участие в СРОС их структурирует.
Думаю, кризис - это повод пересмотреть свои расходы и посмотреть, что не так. Обратить внимание на производительность труда, на технологии и т. д. Это повод к модернизации.



Журнал «Строй-Мастер»