Волгоградгражданпроект - проектирование Волгоград, строительство Волгоград, экспертиза Волгоград
 RUS    ENG

12.04.2012: Центральную набережную Волгограда вновь окружили разговоры о предстоящей реконструкции. Проект, разработанный французом Жаном Вельмоттом, был представлен губернатору Сергею Боженову.



Несмотря на то, что на сегодняшний день проект представляет собой лишь красивую картинку, он уже успел вызвать множество откликов среди волгоградских экспертов – как положительных, так и отрицательных.

Предыстория

История набережной Волгограда ведется не с советских времен, а имеет более чем трехвековую историю. Верхняя терраса уже с 19 века выполняла функцию прогулочной, а нижняя представляла собой набережную-труженицу – со второй половины 19 века до середины 20 века здесь располагались грузовые и пассажирские пароходные пристани.

«Вскоре на эту территорию пришло товарищество братьев Нобель, – рассказывает руководитель отделения Российской ассоциации реставраторов по ЮФО Сергей Сена. – И вблизи нынешнего моста через Волгу появились керосиновые склады, целый нобелевский городок. И эта история переходит в историю военную, ведь в дождевом коллекторе этого городка располагался штаб генерала Родимцева, сохранившийся по сей день. Перед Великой Отечественной войной набережная претерпела преобразования. На средней террасе появился парк, а на нижней уменьшилось количество пароходных пристаней, появились ампирные пассажирские пристани-дебаркадеры, были построены плавучие купальни с вышками для прыжков в воду».

Следующие коррективы в становление Центральной набережной внесла уже война, после которой была продолжена реконструкция. На месте сегодняшней улицы 62-й Армии были сняты железнодорожные пути, проложена асфальтовая дорога. Появились монументальные лестницы, среди них была и центральная, ставшая продолжением Аллеи Героев. Берегоукрепительные работы велись с начала 1970-х годов, начались они во время градостроительного подъема города. Примерно в это время было возведено здание речного вокзала. На тот момент планы градостроителей были масштабны: планировалось, что будет бетонироваться практически весь правый берег Волги – от плотины и вплоть до Красноармейского района. Однако из финансовых соображений планы так и не были воплощены в жизнь.

До сегодняшнего дня местные власти неоднократно предпринимали попытки облагородить облик набережной. В 2005 году эскизы застройки уже были созданы по заданию администрации Евгения Ищенко, в 2007 году при исполняющем обязанности мэра Роланде Херианове публичные слушания проходили проекты, созданные местными архитекторами. Еще одна попытка реконструировать набережную была предпринята в 2008 году мэром Романом Гребенниковым. Конкурсы проектов развития центральной набережной проводились не раз, но все они так и остались на бумаге.

Очередная попытка

Тема реконструкции главной набережной Волгограда вновь поднялась в 2012 году. Вернувшийся в наш город экс-мэр Евгений Ищенко презентовал губернатору Сергею Боженову проект, разработанный около семи лет назад французским архитектором Жаном Мишелем Вельмоттом. По признанию бывшего градоначальника, приведение в порядок данной территории является его давней мечтой. Однако без активной административной поддержки, как считает бизнесмен, этого не сделать.

«Я предлагаю вариант государственно-частного партнерства, – сообщил 34metra.ru сам господин Ищенко. – Без государственного участия проект является железобетонно убыточным. В случае поддержки со стороны государства возможна умеренная прибыль. В любом случае халява там не зарыта. Планируем принять участие в конкурсе на лучший проект реконструкции набережной, если победим, будем обговаривать детали».

Экс-мэр утверждает, что главная задача по задумке – создание на набережной хорошей прогулочной зоны.

«По нашему замыслу, реконструкция затронет часть набережной от моста через Волгу и не доходя порядка 200 метров до речного порта. Верхняя терраса проектом не предусмотрена, – рассказал 34metra.ru сам господин Ищенко. – Конечно же, проект еще предстоит дорабатывать. Что-то убрать, что-то добавить. К примеру, изначально планировалось разместить на набережной бизнес-центр, но сейчас решено его убрать. У губернатора же есть пожелания привнести на набережную военную символику, символику победы. Основная задача нашей задумки – создать прогулочную зону. В связи с этим, как вариант, обсуждается введение пешеходного режима – то есть в летнее время года по выходным там будет прекращено автомобильное движение. Но это уже вопрос к ГИБДД. Если правоохранители скажут нет – значит нет».

Для некоторых волгоградских экспертов презентация созданного несколько лет назад проекта не стала неожиданным событием.

«В течение пары прошлых лет я работал в Астрахани и часто прогуливался по Астраханской набережной. Невозможно было не заметить ее замечательное преображение, которое произошло не без участия мэра города, которым тогда был Сергей Боженов, – говорит господин Сена. – Поэтому, когда он занял должность губернатора нашей области, я сразу подумал, что здесь ему захочется создать еще более прекрасную, интересную набережную. На том протяжении набережной, которое охватил своим проектом Вельмотт, есть участки абсолютно законченные и требующие только ухода и бережного отношения, но есть и участки, которым действительно необходима умелая рука архитектора. Таким образом, необходимо взвесить все плюсы и минусы, говоря о возможной реализации созданного Вельмоттом проекта».

Плюсы и минусы: взгляд специалистов

Волгоградские специалисты отмечают преимущества представленного руководству области проекта.

  • «Среди преимуществ, конечно же, то, что над ним будет работать архитектор с мировым именем. Это престижно и, безусловно, вызовет интерес к волгоградской набережной среди туристов.
  • Также достоинством проекта является его сомасштабность к человеку. Волгограду этого очень не хватает. Сегодня, особенно в центральной части, мы видим город-памятник, город-мемориал. Это гордость Волгограда и, безусловно, должно быть сохранено. Но среди жителей есть большой запрос на уютную повседневную среду, где снижена доля военного пафоса. По задумке Вельмотта, набережная должна стать именно таким местом.
  • Третье преимущество – продуманное функциональное насыщение. Жизнь есть там, где есть функция. Спорт, гостиницы, рестораны, даже офисы – все это можно грамотно вписать в городскую среду. Существующий ансамбль нужно сохранить – нетронутым, но у набережной есть большой потенциал для развития в северном направлении», – высказал мнение главный архитектор ЗАО «Институт Волгоградгражданпроект» Алексей Проценко.
  • «Проектом предусмотрены дорогостоящие ландшафтные работы, которые однозначно пойдут на пользу нашей набережной», – считает волгоградский архитектор Андрей Чуйков.
  • «Качество архитектуры Жана Мишеля Вельмотта, входящего в двадцатку лучших архитекторов мира, признано всемирно. Он предложил сделать в Волгограде практически европейскую набережную, с конгресс-холлом, гостиницами», – говорит руководитель комитета по архитектуре и градостроительству администрации Волгограда Александр Моложавенко.
  • «В своем проекте Вельмотт прекрасно решил, благоустроил прогулочную зону, где смогли бы проводить свободное время волгоградцы и гости города», – полагает вице-президент Союза ландшафтных архитекторов России Элина Красильникова.

Впрочем, о недостатках и необходимых проекту доработках эксперты рассуждают более охотно.

  • «Что же касается недостатков, то, в первую очередь, это водоохранные зоны. Наверняка, многие объекты попадут в зону рискованного строительства, что потребует корректировок проекта. Многие идеи Вельмотта могут разбиться о суровую реальность российского законодательства.
  • Во-вторых, Вельмотт, на сегодняшний день, показал только отдельные видовые точки набережной. Загадкой остается общий фасад набережной со стороны Волги, а это очень важно.
  • Третий недостаток – дороговизна проекта. Складывается она из двух компонентов – прокладка инженерии и берегоукрепительные работы. Масштаб цифр вряд ли позволяет называть этот проект инвестиционным. Поэтому речь, в конце концов, сведется к государственным вложениям», – говорит господин Проценко.
  • «Есть вопросы по предусмотренному проектом французского архитектора наличию нескольких жилых домов на нижней террасе набережной. Особые нарекания вызывал семиэтажный семиподъездный дом. В Европе наличие жилищной застройки на набережной является довольно обыденным делом, но для нас это, на мой взгляд, неприемлемо. В любом случае проект – это все-таки видимость одного конкретного человека, одного конкретного архитектора. На мой взгляд, Вельмоттом создано чрезмерно урбанизированное пространство, и нагрузку следовало бы уменьшить примерно в два раза», – поделился мнением господин Моложавенко.
  • «Нельзя забывать, что у набережной уже есть своя история, и объектов, которые несут в себе эту историю, достаточно много. Однако, когда мы смотрим на проект, предложенный Евгением Ищенко и Жаном Мишелем Вельмоттом, мы видим, что истории Царицына и Сталинграда в этом проекте нет. Создается впечатление, что на набережную замахнулись шашкой, не выяснив предварительно, что можно здесь делать, а что нельзя, учитывая, что отдельные объекты здесь являются объектами культурного наследия регионального и даже федерального значения, – уверен господин Сена.
  • «Проектом наплевали на все: на генеральный план города, на старые веяния, на уже существующую и привычную горожанам набережную. Это слишком сильное внедрение», – считает Андрей Чуйков.
  • «На мой взгляд, набережная должна представлять собой общественно-рекреационную территорию, а размещение жилых домов должно быть обоснованным. Нарисовать, конечно, можно все, что угодно, а вот продумать и сделать – это совершенно другое дело. Чтобы возвести дома по проекту Вельмотта, нужно будет потратить бешеные деньги на берегоукрепление. К тому же, элементарно нарушится панорама города – уйдет доминанта с Мамаева кургана, которая продумывалась с такой любовью. Прекрасный вид из окон ныне расположенных неподалеку от набережной домов исчезнет. Да и высотные монстры не позволят развернуться архитекторам, никогда не станут такими индивидуальными и прекрасными. В любом случае проекту требуются корректировки с учетом современным реалий, современных тенденций, ведь произошли изменения в назначении зданий и в социальной ориентированности пространства», – рассуждает госпожа Красильникова.

Подводя итоги

«Проект Вельмотта демонстрирует, что центральная набережная Волгограда должна жить круглые сутки, круглый год, и это правильно, – резюмирует Сергей Сена. – Но проект нуждается в доработках, и здесь не обойтись так называемой тонкой настройкой. Нужно внимательнее присмотреться к нашей набережной и подумать, как можно вписать сюда новое, не разрушая при этом старое. Сегодня я отношу этот проект к жанру архитектурных фантазий. Ведь для начала должны быть разработаны охранные зоны, которые станут исходными данными для воплощения вообще какого-либо проекта. На данном этапе этого не сделано».

Между тем, есть мнение, что за громкими заявлениями власти о желании чудесно преобразить набережную скрывается банальное желание произвести передел собственности.

«Реконструкция набережной – всего лишь подведение логической базы под реальные желания областной власти, – говорит эксперт, отказавшийся от авторизованного комментария. – По моей информации, поставлена задача все отводы передать аффилированным структурам. Таким образом, громкие намерения реконструировать главную набережную города сведутся к банальному переделу собственности, выгодному самим чиновникам».

Информационный сайт «V1.ru»