Несмотря на то, что на сегодняшний день проект представляет собой лишь красивую картинку, он уже успел вызвать множество откликов среди волгоградских экспертов – как положительных, так и отрицательных.
Предыстория
История набережной Волгограда ведется не с советских времен, а имеет более чем трехвековую историю. Верхняя терраса уже с 19 века выполняла функцию прогулочной, а нижняя представляла собой набережную-труженицу – со второй половины 19 века до середины 20 века здесь располагались грузовые и пассажирские пароходные пристани.
«Вскоре на эту территорию пришло товарищество братьев Нобель, – рассказывает руководитель отделения Российской ассоциации реставраторов по ЮФО Сергей Сена. – И вблизи нынешнего моста через Волгу появились керосиновые склады, целый нобелевский городок. И эта история переходит в историю военную, ведь в дождевом коллекторе этого городка располагался штаб генерала Родимцева, сохранившийся по сей день. Перед Великой Отечественной войной набережная претерпела преобразования. На средней террасе появился парк, а на нижней уменьшилось количество пароходных пристаней, появились ампирные пассажирские пристани-дебаркадеры, были построены плавучие купальни с вышками для прыжков в воду».
Следующие коррективы в становление Центральной набережной внесла уже война, после которой была продолжена реконструкция. На месте сегодняшней улицы 62-й Армии были сняты железнодорожные пути, проложена асфальтовая дорога. Появились монументальные лестницы, среди них была и центральная, ставшая продолжением Аллеи Героев. Берегоукрепительные работы велись с начала 1970-х годов, начались они во время градостроительного подъема города. Примерно в это время было возведено здание речного вокзала. На тот момент планы градостроителей были масштабны: планировалось, что будет бетонироваться практически весь правый берег Волги – от плотины и вплоть до Красноармейского района. Однако из финансовых соображений планы так и не были воплощены в жизнь.
До сегодняшнего дня местные власти неоднократно предпринимали попытки облагородить облик набережной. В 2005 году эскизы застройки уже были созданы по заданию администрации Евгения Ищенко, в 2007 году при исполняющем обязанности мэра Роланде Херианове публичные слушания проходили проекты, созданные местными архитекторами. Еще одна попытка реконструировать набережную была предпринята в 2008 году мэром Романом Гребенниковым. Конкурсы проектов развития центральной набережной проводились не раз, но все они так и остались на бумаге.
Очередная попытка
Тема реконструкции главной набережной Волгограда вновь поднялась в 2012 году. Вернувшийся в наш город экс-мэр Евгений Ищенко презентовал губернатору Сергею Боженову проект, разработанный около семи лет назад французским архитектором Жаном Мишелем Вельмоттом. По признанию бывшего градоначальника, приведение в порядок данной территории является его давней мечтой. Однако без активной административной поддержки, как считает бизнесмен, этого не сделать.
«Я предлагаю вариант государственно-частного партнерства, – сообщил 34metra.ru сам господин Ищенко. – Без государственного участия проект является железобетонно убыточным. В случае поддержки со стороны государства возможна умеренная прибыль. В любом случае халява там не зарыта. Планируем принять участие в конкурсе на лучший проект реконструкции набережной, если победим, будем обговаривать детали».
Экс-мэр утверждает, что главная задача по задумке – создание на набережной хорошей прогулочной зоны.
«По нашему замыслу, реконструкция затронет часть набережной от моста через Волгу и не доходя порядка 200 метров до речного порта. Верхняя терраса проектом не предусмотрена, – рассказал 34metra.ru сам господин Ищенко. – Конечно же, проект еще предстоит дорабатывать. Что-то убрать, что-то добавить. К примеру, изначально планировалось разместить на набережной бизнес-центр, но сейчас решено его убрать. У губернатора же есть пожелания привнести на набережную военную символику, символику победы. Основная задача нашей задумки – создать прогулочную зону. В связи с этим, как вариант, обсуждается введение пешеходного режима – то есть в летнее время года по выходным там будет прекращено автомобильное движение. Но это уже вопрос к ГИБДД. Если правоохранители скажут нет – значит нет».
Для некоторых волгоградских экспертов презентация созданного несколько лет назад проекта не стала неожиданным событием.
«В течение пары прошлых лет я работал в Астрахани и часто прогуливался по Астраханской набережной. Невозможно было не заметить ее замечательное преображение, которое произошло не без участия мэра города, которым тогда был Сергей Боженов, – говорит господин Сена. – Поэтому, когда он занял должность губернатора нашей области, я сразу подумал, что здесь ему захочется создать еще более прекрасную, интересную набережную. На том протяжении набережной, которое охватил своим проектом Вельмотт, есть участки абсолютно законченные и требующие только ухода и бережного отношения, но есть и участки, которым действительно необходима умелая рука архитектора. Таким образом, необходимо взвесить все плюсы и минусы, говоря о возможной реализации созданного Вельмоттом проекта».
Плюсы и минусы: взгляд специалистов
Волгоградские специалисты отмечают преимущества представленного руководству области проекта.
Впрочем, о недостатках и необходимых проекту доработках эксперты рассуждают более охотно.
Подводя итоги
«Проект Вельмотта демонстрирует, что центральная набережная Волгограда должна жить круглые сутки, круглый год, и это правильно, – резюмирует Сергей Сена. – Но проект нуждается в доработках, и здесь не обойтись так называемой тонкой настройкой. Нужно внимательнее присмотреться к нашей набережной и подумать, как можно вписать сюда новое, не разрушая при этом старое. Сегодня я отношу этот проект к жанру архитектурных фантазий. Ведь для начала должны быть разработаны охранные зоны, которые станут исходными данными для воплощения вообще какого-либо проекта. На данном этапе этого не сделано».
Между тем, есть мнение, что за громкими заявлениями власти о желании чудесно преобразить набережную скрывается банальное желание произвести передел собственности.
«Реконструкция набережной – всего лишь подведение логической базы под реальные желания областной власти, – говорит эксперт, отказавшийся от авторизованного комментария. – По моей информации, поставлена задача все отводы передать аффилированным структурам. Таким образом, громкие намерения реконструировать главную набережную города сведутся к банальному переделу собственности, выгодному самим чиновникам».
Информационный сайт «V1.ru»