Волгоградгражданпроект - проектирование Волгоград, строительство Волгоград, экспертиза Волгоград
 RUS    ENG

08.04.2010: Около месяца назад, 17 марта 2010 года, в России официально стартовал пилотный этап новой социальной программы «Переезд». Благодаря программе, желающие переехать в другой регион семьи смогут приобрести на новом месте жилье, оформив кредит на льготных условиях. Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК) предложило организационно-финансовый механизм, как это сделать, и выделило 1,2 млрд. рублей для первых участников программы. Своими мыслями о перспективах реализации озвученной программы в нашем регионе, а также о схемах строительства экономичного доступного жилья с PolitRUS поделился генеральный директор ЗАО «Институт Волгоградгражданпроект» Андрей КУПРИКОВ.



Около месяца назад, 17 марта 2010 года, в России официально стартовал пилотный этап новой социальной программы "Переезд". Благодаря программе, желающие переехать в другой регион семьи смогут приобрести на новом месте жилье, оформив кредит на льготных условиях. Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК) предложило организационно-финансовый механизм, как это сделать, и выделило 1,2 млрд. рублей для первых участников программы. Интересно, что в официальной информации, помимо города Тихвина в Ленинградской области, где строится современный вагоностроительный завод, в качестве пилотной площадки для первых переездов указан и завод калийных удобрений в Котельниковском районе Волгоградской области. Своими мыслями о перспективах реализации озвученной программы в нашем регионе, а также о схемах строительства экономичного доступного жилья с PolitRUS поделился генеральный директор ЗАО "Институт Волгоградгражданпроект" Андрей КУПРИКОВ.

- Тихвин находится в менее чем часе езды от ставшего уже нарицательным моногорода Пикалево. Однако даже лишившиеся в Пикалево работы люди не хотят ежедневно совершать столь дальние, по провинциальным меркам, поездки. В результате инвестор тихвинского "стартапа" вынужден искать рабочие руки по всей России. Желающие находятся. Но все упирается в жилищный вопрос…

- Да, сегодня многие жители страны в поисках достойно оплачиваемой работы и карьерных перспектив готовы переехать в другой регион. Но возникает проблема с жильем - на новом месте, даже получив постоянную работу, нет возможности оформить ипотеку. Равнозначный обмен жилья между регионами невозможен из-за разрыва цен - в моногородах оно дешевле. А если в семье есть несовершеннолетние дети - сложностей еще больше. Старую квартиру, пока в ней зарегистрированы дети, не продашь - за этим строго следят органы опеки и попечительства. Поэтому получается, что молодые, энергичные, владеющие профессией люди готовы к серьезным изменениям в своей жизни, но существующие реалии воздвигают перед ними труднопреодолимые барьеры.

Смысл идеи АРИЖК заключается в том, что участники программы "Переезд" смогут приобрести новое жилье до продажи собственного (на старом месте). Заем на эти цели они получат от АРИЖК. Процентная ставка, как обещается, будет низкой (проект не коммерческий, а социальный). При этом семья освобождается от выплаты процентов и платы за обслуживание кредита до момента продажи старой квартиры. И только когда старое жилье будет продано, долг и проценты по нему будут гаситься одномоментно. На реализацию старой квартиры отводится два года. В случае неликвидности старого жилья агентство примет его на свой баланс - и дальше будет решать, что с ним делать, в каждом конкретном случае. Например, можно совместно с местными органами власти перевести их в муниципальный фонд, использовать для коммерческого найма и т.д.

Идея АРИЖК вполне здравая, но, боюсь, механизмы реализации, как обычно, погубят все уже на старте. Беглого взгляда на последовательность действий участника программы достаточно, чтобы осознать, насколько легко забюрократизировать процесс и осложнить его реализацию. А если есть возможность, можно не сомневаться, что появятся и желающие это сделать.

- Тем не менее, программа поддержана на федеральном уровне, деньги под нее выделяются, теперь все зависит от расторопности чиновников на местах. В качестве одной из пилотных площадок для первых переездов указан и завод калийных удобрений в Волгоградской области. Вы считаете, у региона есть шанс поучаствовать в программе?

- Я знаю не одну семью, которая в качестве постоянного места жительства после работы на севере выбрала именно Волгоградскую область. Причина проста: мы - юг. У нас растут абрикосы, и при этом у нас не стреляют. А на юге лучше всего жить не в квартире, а в частном доме: поближе к природе и тем же самым абрикосам.

Малоэтажное строительство вообще в последнее время становится привлекательным для многих наших сограждан. По этому пути в свое время прошли Европа и Америка, нам это только предстоит. Вне всяких сомнений, малоэтажное строительство в России, обладающей огромной неиспользуемой территорией, весьма перспективно и получит максимальное развитие. И Волгоградская область, в данном смысле, не исключение. Преимущества частного дома по сравнению с городской квартирой для большинства очевидны.

Мои предложения довольно просты и лаконичны. Во-первых, на основании генерального плана развития города и областного плана территориального планирования должно быть принято решение о формировании земельных участков под индивидуальное строительство.

Во-вторых, муниципальные и территориальные субъекты должны выделить средства на проект планировки, межевания. Далее, после всех проведенных процедур, нужно заняться формированием бюджета и затрат, подав заявки на участие в федеральных программах. Есть смысл определиться, какие расходы возьмет на себя центр, а какие - муниципалитет. Должно быть четкое разделение ответственности. После этого, если необходимо, следует внести поправки в местное законодательство о возможности передачи земельных участков в собственность. По моему глубокому убеждению, для отдельных категорий граждан, это нужно делать на безвозмездной основе или на правах долгосрочной аренды. В первую очередь, я подразумеваю молодые семьи. А чтобы земля не стала предметом спекуляций, необходимо сделать простую вещь: ограничить право перепродажи полученного от государства участка в течение 5-10 лет. И, будьте уверены, люди, в особенности молодые, начнут строить собственные дома, взяв кредиты под залог полученной земли. Что же касается программы "Переезд", то он, поверьте, будет. Было бы куда переезжать.

- Сможем ли мы выйти на цифру в 30 тысяч рублей за 1 квадратный метр, о которой говорит председатель Правительства России Владимир ПУТИН?

- Чтобы жилье было экономичным, нужно строить его из экономичных материалов. При этом я вовсе не имею в виду, что материалы должны быть менее надежными или менее качественными. Существует огромное количество проектов малоэтажного жилья. Только я могу назвать более пятидесяти. И это лишь самые известные проекты домов, которые легко собирать и строить.

Но проблема в том, что волгоградский потребитель, как и в целом по стране, довольно консервативен. Если бетонные блоки и кирпич для него привычны и понятны, то все остальное вызывает опасение. Для примера расскажу ситуацию, сложившуюся на производстве моего товарища. Фирма изготавливает полистирол-бетонные блоки. Материал вполне надежен, крепок и функционален. При этом, что особенно важно, экономичен. Его активно использует, начиная с 1990-х годов, в Москве и Санкт-Петербурге, как в многоэтажном, так и в малоэтажном строительстве. Однако загрузка волгоградского предприятия составляет всего 10%. Цифра говорит сама за себя.

Поэтому, если развертывать в регионе по-настоящему крупномасштабное строительство малоэтажного жилья, необходимо использовать современные технологии строительства. Благо - ничего придумывать не нужно. Все давно изобретено нашими западными коллегами.

- Какие сдерживающие факторы Вы могли бы отметить?

- Безусловно, неразвитость дорожной сети. За 10 лет мы выручили от продажи нефти 1,5 триллионов долларов. За это время Китай построил 450-470 тысяч километров дорог. Это страна, у которой нет нефти. А у нас за эти же 10 лет - практически ничего. И еще несколько цифр. Стоимость 1 километра дорог в США: от 7 до 15 миллионов долларов, в России - от 70 до 180 миллионов долларов. Причем наши дороги, как мы знаем, это, чаще всего, лишь направления…

В регионе сегодня огромный отложенный спрос на жилую недвижимость. И основные проблемы не изменились: дороговизна земли, дороговизна технологического подключения к сетям и неразвитая инфраструктура. Все это увеличивает цену квадратного метра. Таким образом, относительно невысокая стоимость малоэтажного жилья может существовать только при масштабной застройке, когда затраты на сети коммуникаций и благоустройство делятся на большое количество участков. Активное участие в этом процессе должны принимать и органы власти. Администрации региона и города могли бы брать на себя затраты по подведению сетей к массиву. Можно было бы пойти и еще дальше - строить на этих участках дома посредством размещения государственного заказа. И продавать молодым специалистам в рассрочку лет на 20 лет. А другой категории людей - тем, кто не хочет пока обрастать недвижимостью и лишними обязательствами - сдавать в социальный наем. Такой госзаказ поддержал бы и застройщиков и позволил людям решить жилищные проблемы.

"PolitRUS.ru"