- Каждый год одна и та же песня, нам говорят, что с набережной всё уберут, - поделился директор кафе «Лето-3» Александр Бахвалов. - Достаточно представить, что не сегодня-завтра нас могут отсюда попросить, чтобы передумать развивать своё кафе. Как сейчас обстоят дела, мы поинтересовались у руководителя городского департамента потребительского рынка Дмитрия Семененко. По его словам, в этом году взяться за береговых бизнесменов помешал кризис. - К тому же, по сравнению с прошлыми годами, волгоградская набережная стала более привлекательной, - считает Дмитрий Семененко. - Появились красивые баннеры, предприниматели обновили оборудование, используемое для приготовления еды, внесли свежие элементы во внешнее убранство торговых точек.
По словам Д. Семененко, в этом году изменился качественный состав субарендаторов: исчезли предприятия общепита, к которым в прошлом году были нарекания со стороны горадминистрации и арендатора набережной ООО «Высокий берег». Всего на набережной сейчас действуют около 20 заведений общепита и развлечений стационарного и временного характера. Это ночные клубы и кафе в здании речного порта, отдельно стоящие небольшие постройки и временные конструкции а-ля тентовые палатки.
Если сами прибрежные увеселительные заведения худо-бедно выжили, то с посетителями дела обстоят удручающе. По словам Александра Бахвалова, отдыхающих на берегу стало в 3 раза меньше, чем в прошлом году. - Причин тому несколько. Первая - кризис, в результате которого резко упала покупательская способность населения. Вторая - сложившееся годами отношение волгоградцев к береговым заведениям. За последние годы набережная снискала себе дурную славу, жители города рассматривают её как объект подростково-молодёжного отдыха с низким качеством обслуживания и высокой степенью опасности: мол, драки там обычное дело. Изменить это устоявшееся мнение сегодня непросто. Хотя работа увеселительных предприятий постоянно находится под контролем городской администрации, департамента потребительского рынка, администрации Центрального района, милиции и руководства ООО «Высокий берег», которые проводят почти ежедневные рейды. - В каждом кафе работают 1-2 охранника, обеспечивают спокойствие посетителей и пресекают случаи нарушения порядка, - рассказал директор ООО «Высокий берег» Сергей Савенков. Третья причина - меняющиеся потребительские предпочтения. В городе немало заведений, которые более качественно оказывают услуги питания и развлечений, пусть и немного дороже.
Чтобы поднять имидж набережной, городская администрация следит за выполнением основных требований к развлекательным заведениям. Так, достигнуты договорённости с предпринимателями о соблюдении прав граждан на тишину в ночное время. По словам С. Савенкова, в этом году все кафе огородили звукоизолирующими баннерами, в результате чего музыка и шум остаются внутри заведений, все колонки направлены в сторону Волги, а в 11 часов вечера у ди-джеев отключаются микрофоны, прекращается использование так называемых сабвуферов. Кроме того, милиция, инспекция по делам несовершеннолетних городской администрации и районная администрация контролируют соблюдение правил продажи пива и алкогольной продукции, запрещающих продажу её несовершеннолетним потребителям. Но, несмотря на все старания, многие волгоградцы обходят берег Волги стороной.
Хотя для некоторых горожан набережная по-прежнему остаётся популярным местом проведения досуга, но городской администрации и остальным жителям хотелось бы видеть её в другом качестве. - Хочется, чтобы набережная превратилась из центра подростково-молодёжного в центр семейного отдыха, - говорит Дмитрий Семененко. - Чтобы люди приходили сюда с детьми и получали не ночные дискотеки, а качественные услуги общественного питания и семейных развлечений. Постепенно всё к этому и идёт. Меняется внешний облик набережной: с рекламных носителей убрана реклама пива и алкогольных напитков, хотя ещё два года назад пивные компании активно предлагали размещение своей атрибутики и рекламы. На набережной появились новые, красиво оформленные кафе. - По рекомендации мэрии, наши арендаторы в соответствии с названиями своих заведений придумали им определённый имидж и выполнили отделку внутреннего интерьера и внешнего дизайна, - рассказал директор ООО «Высокий берег» Сергей Савенков. Чтобы приблизить осуществление мечты о перепрофилировании волгоградской набережной в место семейного отдыха, администрация согласовала с предприятиями рекомендованный ассортиментный перечень: работники департамента потребительского рынка предложили предпринимателям определённый набор продуктов, которые хотелось бы видеть в кафе, а те легко согласились. В результате во многих кафе появился детский ассортимент, сладости, мороженое и т.д. В последнее время более качественно соблюдаются правила благоустройства: предприниматели - опять же по собственной воле - стали больше заботиться о чистоте и привлекательности арендуемых территорий. Кроме того, в период летнего сезона бизнесмены проводят на набережной всевозможные праздники для горожан, для детей из детских домов - с угощениями, конкурсной и развлекательной программами. В этом проявляется социальная ответственность бизнеса.
До центра семейного досуга набережной пока далеко: питейных заведений здесь всё же больше, чем качелей-каруселей. А недавно на месте некогда возведённого на берегу пластмассового катка, который так или иначе представлял собой развлечение для детей и взрослых, в этом году появился новый объект. Он носит название «Берег» и совмещает в себе бар, отель и сауну. Какого рода услуги предоставляет этот разноликий «Берег», и насколько они доступны для горожан, мы попытались выяснить у его собственника - местного предпринимателя Володи Франгуляна, но он отказался от комментария, сославшись на своё отсутствие в городе. А вот соответствие этого кафе концепции застройки волгоградской набережной прокомментировал генеральный директор ЗАО «Институт «Волгоградгражданпроект» Андрей Куприков: - Одним из первых градостроительных свершений мэра было проведение двух конкурсов - на разработку концепции развития поймы реки Царица и волгоградской набережной. На это были потрачены бюджетные средства, определены победители, но концепция так и не получила продолжения в виде разработанной документации. Ввиду отсутствия утверждённого проектного решения по набережной застройка там вообще запрещена. Поэтому можно смело утверждать, что «Берег» построен с нарушениями всех норм законодательства в области строительства, начиная от порядка предоставления земельного участка и прохождения экспертиз согласования и заканчивая выдачей разрешения на строительство. - Кафе «Берег» - это объект самовольного строительства, - подтвердил председатель комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда Алексей Лисин. - Уже имеется решение суда о сносе данного объекта. Другое дело, что это решение пока не исполняется.
«Деловое Поволжье»