Волгоградгражданпроект - проектирование Волгоград, строительство Волгоград, экспертиза Волгоград
 RUS    ENG

18.06.2009: Волгоградское коммунальное хозяйство вернулось в управление городом. С 1 июня за тепло-, водо- и электроснабжение областного центра отвечают три муниципальных унитарных предприятия: «Волгоградское коммунальное хозяйство», «Городской водоканал» и «Волгоградские межрайонные электрические сети». По мнению экспертов итогами этого решения станут неэффективность использования средств, завышение тарифов, систематические аварии и снижением качества предоставляемых услуг.



«В настоящее время сформирована организационно-штатная структура предприятий. Идет работа по заключению договоров с абонентами и поставщиками энергоресурсов, – рассказал корреспонденту 34metra.ru вице-мэр Олег Капустин. – Муниципалитет на 100 процентов передал коммунальное имущество в ведение МУПов, которые будут обеспечивать устойчивую работу коммунального комплекса. Переняв эстафету от коммунального оператора, они плавно вошли в режим подготовки к предстоящему отопительному сезону. Население практически не заметило никаких изменений».

По словам господина Капустина, в этом году подготовка к зимнему периоду началась рано, сразу после отключения подачи тепла потребителям. Большая часть котельных получила необходимое оборудование для проведения ремонта, начались гидравлические и термические испытания сетей. Сейчас работы продолжаются. В этом году на выполнение запланированных мероприятий направляется 140 млн рублей. По решению главы Волгограда Романа Гребенникова на подготовку города к зиме дополнительно выделяется 70 млн рублей. Эти средства пойдут на подготовку котельных, центральных тепловых пунктов, теплотрасс и так далее. Как подчеркнул Олег Капустин, сегодня делается все для того, чтобы город встретил зиму с высокой степенью готовности.

Что касается долгов прежнего коммунального оператора за поставленные энергоресурсы, информация о которых распространена в ряде СМИ, то МУПы не являются их преемниками. Часть долгов была накоплена несколько лет назад, и вопрос их погашения относится к сфере финансовых отношений между хозяйствующими субъектами. Сейчас ведутся переговоры по реструктуризации задолженности. Однако, по словам господина Капустина, дебиторская задолженность бывшего оператора – ОАО «КТВ» – превышает кредиторскую, поэтому есть все основания полагать, что долги будут погашены.

Между тем наблюдатели полагают, что заявления господина Капустина не совсем соответствуют действительности.

«Заявления господина Капустина – это его заявления, которые противоречат с заявлениями других участников этого процесса, – считает депутат гордумы Федор Литвиненко. – Он утверждает, что МУПы не отвечают по долгам, однако долги есть, их никто не отдал, и кредиторы «РЭС», «КТВ» будут по-прежнему предъявлять свои претензии и к МУПам, но не через собственно МУПы, а через имущество, через те объекты, на которые подавали энергоносители. Если можно заменить одно предприятие другим, то ни котельные, ни котлы, ни трубы не делись никуда, и подобные игры будут удаваться лишь до поры. Потом же на это обратят внимание правоохранительные и судебные органы, и долги придется отдавать.

Вся эта катавасия разгорелась из-за того, что не было ясных, законных, прозрачных механизмов взаиморасчетов между администрацией города, эксплуатирующими компаниями и поставщиками энергоресурсов. В результате же город будет отвечать имуществом, то есть коммуналкой, за которую, кстати, до сих пор цепляется «КТВ», которое справедливо хочет оставить себе ту часть имущества, которое бы покрыло издержки оператора.

В конечном же счете все это может привести к тому, что коммунальное имущество города может быть изъято за долги. К чему это приведет – понятно и так. И спасти его от кредиторов можно только одним способом – передать на баланс города и сдать в аренду на конкурсной основе коммунальному оператору».

Некоторые эксперты рисуют и вовсе катастрофическую картину.

«Самое основное, чем это грозит, так это тем, что вновь созданные МУПы освобождены от арендной платы за использование техники, – размышляет генеральный директор ООО «Европарк», депутат гордумы Светлана Титова. – В результате этого городской бюджет будет ежегодно недополучать более 100 миллионов рублей, которые можно будет направить на ту же модернизацию коммунальных сетей. А вся прибыль будет оседать на счетах МУПов, и как этими деньгами будут пользоваться директора – неизвестно».

«Передача городского коммунального хозяйства МУПам – это, на мой взгляд, очередное перераспределение финансовых потоков, – размышляет директор ТСЖ «Краснополянская, 3» Игорь Вихорев. – Думаю, что ничего хорошего из-за такой передачи не произойдет. Однако для того чтобы делать какие-то выводы, нужно, чтобы прошло время. Тогда можно будет посмотреть, стала ли ситуация в коммуналке лучше. Но первое, на что нужно обратить внимание – это оставшиеся после частных компаний долги. Ситуация здесь крайне напряженная, люди рискуют просто остаться без тепла и света. Вот эта проблема требует скорейшего решения».

Между тем отдельные наблюдатели считают, что муниципальное управление коммунальным имуществом неэффективно, а управлять сетями должен серьезный частный инвестор, который бы взял коммуналку в долгосрочную аренду.

«Муниципалитеты должны контролировать коммунальное хозяйство, но не посредством создания собственных предприятий, а посредством передачи его в аренду, причем долгосрочную, – считает генеральный директор ЗАО «Институт Волгоградгражданпроект» Андрей Куприков. – Ведь вопрос стоит не просто о содержании коммунальных сетей, а об их комплексной модернизации. Сети требуют незамедлительной реконструкции, и стоит это очень дорого. Таких денег у города нет. И что бы мэрия сейчас ни делала, как бы ни готовилась к отопительному сезону, это не защитит коммунальную инфраструктуру от систематических аварий, количество которых будет только увеличиваться», – считает господин Куприков.

По его словам опыт крупных городов показывает, что муниципальное управление имуществом неэффективно: «Город не обладает достаточными средствами для модернизации и реконструкции сетей. Такие деньги может привлечь только частный инвестор. И вместо передачи коммунального хозяйства МУПам, городу нужно было провести цивилизованный законный конкурс с четко прописанными условиями аренды, включающими долгосрочную программу капитальных вложений, с четкими договоренностями о параметрах тарифов. При таком раскладе мэрии оставалось бы только контролировать соблюдение этих договоренностей. А при нынешней ситуации содержание большого количества людей (работников МУПов) так или иначе ляжет на бюджет. Поэтому, скорее всего, в дальнейшем мы столкнемся с неэффективностью использования средств, их разбазариванием, завышением стоимости коммунальных услуг, систематическими авариями, снижением качества предоставляемых услуг и всеми остальными прелестями муниципального управления, от которых другие города давно отказались».

Информационный сайт «V1.ru»