В 2009 год российские строители всту¬пают не только с кризисом. С началом этого года стартовал переход строи¬тельной отрасли на саморегулирование в рамках Закона № 148-ФЗ от 22 июля 2008 г. «О внесении изменений в Градо¬строительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Ведется ак¬тивная работа по разъяснению основных положений закона. Но и сегодня, когда уже формируются первые саморегулируе¬мые организации в строительстве (далее - СРОС), все еще задается множество во¬просов. В условиях кризиса эти вопросы становятся еще более актуальными. С некоторыми из них мы обратились к Андрею Александровичу КУПРИКОВУ, генеральному директору ЗАО «Институт Волгоградгражданпроект», эксперту, входившему в состав рабочей группы Государственной Думы РФ по подго¬товке изменений в Градостроительный кодекс.
- Кем изначально была выдвинута идея создания СРОС? Государством, в лице каких-либо ведомств, или строительным сообществом? - Идея создания СРОС не является толь¬ко лишь инициативой какого-либо министерства. Этого потребовала, в первую очередь, жизнь. Взяв во внимание опыт работы наших коллег из других стран, где подобные организации довольно давно и успешно работают, по инициативе «Росстроя» была сформирована группа при Государственной Думе РФ для подготовки изменений в Градостроительный кодекс. И наш институт был привлечен в качестве эксперта в состав этой группы от Союза проектировщиков России. Работа по подготовке перехода строи¬тельной отрасли на саморегулирование ведется последние два года. Результатом этой весьма активной работы являются разработанные и уже внесенные изменения в Градостроительный кодекс - Закон № 148-ФЗ. Таким образом, были обозначены права и обязанности СРОС, а также их членов. Данные изменения вступили в действие с 1 января 2009 года и касаются трех направ¬лений: проектирования, изыскательских и строительных работ. Вполне можно говорить, что это является ответом руководства страны на необходи¬мость соответствовать условиям, возникшим в последние годы в экономике и строитель¬ной сфере.
- Вы упомянули типы СРОС по трем на¬правлениям. Получается, что строитель¬ные организации, которые одновременно имеют лицензии на изыскания, проекти¬рование и строительство, должны полу¬чать допуск в СРО изыскателей, СРО про¬ектировщиков и СРО строителей? Знаю, что ранее рассматривался четвертый тип СРОС - комплексный. - От идеи комплексных СРОС мы отказались изначально. Все-таки это разные направления строительного комплекса. В каждом из них свои условия, требования и соответственно разный уровень ответствен¬ности. И на сегодняшний день, если предприятие имеет лицензию на все три вида деятель¬ности, то оно должно либо вступить в три СРОС по этим направлениям, либо выбрать для себя одно из них.
- Как выглядит процесс объединения и работы в СРОС? Какие условия и требова¬ния при этом должны быть соблюдены? - Для образования СРОС необходимо со¬браться определенному количеству фирм, которые в нее войдут. К примеру, для соз¬дания проектной СРОС необходимо набрать минимум 50 фирм или индивидуальных пред¬принимателей. Форма собственности здесь не важна. А для строительных СРОС по¬рог - уже 100 участников. При этом закон по¬зволяет формироваться бесконечному числу СРОС. Но, естественно, их количество будет регламентировано самой жизнью. Когда участники определены, должен быть сформирован компенсационный фонд. Его значение заключается в том, чтобы при имущественных исках заказчиков решать конфликт, возникший по вине участника СРОС, средствами из общего фонда. Таким образом, при создании СРОС будет вестись внимательное изучение и отбор его будущих участников, для того чтобы свести к миниму¬му возможные риски, связанные с некомпе¬тентностью будущего члена. Естественно, как и каждой организации, СРОС необходимо выбрать людей, которые будут заниматься управленческой работой и выполнять связанные с этим обязанности. Далее составляется договор о том, на ка¬ких условиях будут работать все члены СРОС. Что они обязаны выполнять и чего не должны делать ни при каких обстоятельствах. По сути, заключается своего рода декларация об ответственности. И ответственность эта на¬столько серьезная, что нарушение взятых обязательств может повлечь за собой исклю¬чение из состава СРОС. После этого членам саморегулируемой организации выдаются допуски на выполнение работ. Допуски эти оформляются в соответствии с аттестацией персонала по видам проектной деятельности. Таким образом, все члены СРОС яв¬ляются гарантами выполнения обязательств перед заказчиком друг за друга. Сейчас, как и раньше, строительные и проектные фирмы работают, основываясь на ГОСТах, СНиПах и других нормативах, которые никто не отменял. И в дальнейшем, организуясь в СРОС, мы будем обязаны их соблюдать. Естественно, подготавливая базу для их совершенствования, СРОСы должны будут разрабатывать собственный регла¬мент. К примеру, устанавливать нормативы качества выполнения работ, которые не позволят допускать нарушения общепри¬нятых правил. Иначе будут нести материальную ответственность. Не секрет, что до последних пор доказать чью-либо вину было достаточно сложно. Су¬ществуют организации, в которых, например, есть только печать и директор. Эти фирмы выходили на конкурсы по выполнению строи¬тельных работ. Они демпинговали, выигры¬вали конкурс и получали аванс - реальные деньги заказчика. Затем они какое-то время делали вид, что ведут работу, а потом либо исчезали, либо, не справляясь с обязанно¬стями, объявляли себя банкротами. Время проходит, деньги потрачены, а результата нет. И спросить в такой ситуации зачастую уже не с кого. В результате дискредитирова¬лось все строительное направление.
- Произойдет ли таким образом «естественный отбор» - на рынке останутся только серьезные и ответственные, гото¬вые к дальнейшему развитию фирмы? - Предстоящий переход строительной от¬расли на работу в рамках СРОС, в первую оче¬редь, направлен на то, чтобы с рынка строи¬тельства ушли подобные нерадивые компании, не соблюдающие нормативы и грабительски ведущие себя с заказчиками. И в этом смысле естественный отбор, конечно, произойдет. В результате люди, которые будут на¬нимать фирму для ремонта квартиры или строительства здания, получат гарантии качества и грамотности выполненных работ, а также смогут получить компенсацию в случае невыполнения строителями своих обязательств. Организациям же придется задуматься о том, чтобы набирать штат грамотных работ¬ников. А чтобы их нанять, нужно будет пла¬тить достойную зарплату, отчисляя при этом все налоги. Работать легально, выходить из тени. Иначе долго не протянуть.
Наличие лицензии на выполнение строительных работ как-то облегчает регистрацию в СРОС? Или в принципе не важно, есть она или нет? - Сегодня, на начальном этапе перехода на саморегулирование, у многих фирм лицензии имеют¬ся. Поэтому наверняка основной костяк в саморегулируемых организациях будут со¬ставлять лицензированные фирмы. Организация может продолжать заниматься своей деятельностью по лицензии вплоть до 1 января 2010 года. После этого она сможет продолжить свою работу только на основании допуска, полученного от выбранной СРОС. Уже с 1 января 2010 года лицензии выдаваться и продлеваться не будут. Таким образом, переход организаций строительного комплекса на систему работы в рамках СРОС будет не одномоментным, а постепенным. На это отводится целый год.
- Прописана ли какая-то структура, регламентирующая отношения СРОС, от крупных до мелких? - Есть четко про¬писанный регламент образования и функ¬ционирования отдельных СРОС. Конечно, возможно объединение их в ассоциации для упрощения решения сложных вопросов. Но их структура будет аналогичной. И будет работать по тем же принципам взаимоза¬висимости и взаимоответственности. Это позволит заказчикам и конечным потреби¬телям на разных уровнях получить защиту и поддержку. Союз проектировщиков России в перспективе готовит создание такой ассоциации. Для этого необходима регистрация саморегулируемых организаций не менее чем в 50% регионов страны. Кроме того, функции контроля за соблюдением законодательства со стороны СРОСов будут возложены на «Ростехнадзор», который в данный момент занимается разработкой регламентирующих документов.
- Вы упомянули, что для образования каждого типа СРОС должно собраться определенное количество фирм. Для об¬разования проектной СРОС это минимум 50 членов. Если же в небольшом регионе не набирается 50 членов, то, насколько мне известно, есть возможность объеди¬ниться в СРОС фирмам из нескольких регионов? - Разграничений по регионам в принципе не существует. Ведь по лицензии строитель может работать в любом регионе России. Такая же ситуация и при объединении в СРОС. Организация вправе вступить в организацию, созданную в любом регионе страны. Конечно, с одной оговоркой - если ее при¬мут. Если местных фирм недостаточно для организации СРОС, тогда, конечно, имеет смысл объединиться с предприятиями из со¬седних регионов. Однако чем дальше друг от друга расположены члены одной СРОС, тем сложнее им друг друга контролировать. На местах все друг друга знают. Поэто¬му при отборе в члены СРОС будет не так сложно, с одной стороны, произвести от¬сев, а с другой - договориться об общих правилах работы и единой ответственности. Ведь принцип простой: если сегодня кто-то сэкономил или нарушил, завтра он потерял работу. А как происходит сейчас? Крупные предприятия, особенно рабо¬тающие с бюджетными деньгами, по опре¬делению не могут иметь серых схем. Они отчитываются за каждую копейку. А на другой стороне улицы работает какая-то «шарага», где вкалывают за наличку по трудовым со¬глашениям. Человек 5 работают на краде¬ных программах, не платя налоги и не имея никаких социальных обязательств. Такая контора в любой момент может закрыться, и концов не найдешь. Однако в прошлом на конкурсах мы с ними имели одинаковое положение. Получалось, что крупные пред¬приятия выбивались из конкурентной среды. Почему? Потому что это не конкуренция. От¬ветственные предприятия вынуждены были поджиматься и отказывать себе в развитии, в приобретении программ, увеличении зар¬плат и социальных выплат. Переход строительной отрасли на работу в рамках СРОС гарантирует, прежде всего, защиту интересов и прав заказчика и рядо¬вого потребителя. А также поможет очистить рынок от некомпетентных и ненадежных исполнителей, создав необходимые условия для формирования реальной конкурентной среды.
- Ведется ли сейчас работа по соз¬данию СРОС проектировщиков в нашем регионе? - Работа ведется активно во всех регио¬нах. В Волгоградской области, на сегодняшний день, имеется несколько инициативных групп. Процесс этот идет. Что из этого получит¬ся - вопрос времени. Потому что фирмы все разные. С разным уровнем доходов, с разным штатным расписанием, разными на¬правлениями деятельности. Одни специали¬зируются только на индивидуальных домах. Другие - на промышленных объектах. Тре¬тьи - на комплексной жилой застройке. И сейчас, я думаю, произойдет объедине¬ние вокруг крупных предприятий. Это будет логично.
- В России уже исторически сложи¬лось, что мы долго раскачиваемся. За год раскачаемся? - Есть другая поговорка: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Пока можно работать по лицензии, какая-то часть фирм «чесаться» не будет. Но те компании, которые действительно ответственно ведут себя на рынке и думают о будущем, начинают подготовку к вступлению в СРОС уже сейчас.
- Российским Союзом строителей и некоторыми местными Союзами строи¬телей велась и ведется активная работа по разъяснению основных положений закона. Но и сегодня, когда уже фор¬мируются первые СРОСы, все еще за¬дается множество вопросов. Имея опыт реализации некоторых законов, таких, например, как № 94-ФЗ, необходимо ли, на ваш взгляд, подготовить для № 148-ФЗ постатейный комментарий, в кото¬ром будут даны конкретные ответы, как решать те или иные вопросы? Конечно, проведение специализированного обу¬чения даст свои результаты, но по своему опыту знаю, что не всегда обучающий специалист может дать однозначный ответ. Мешает то расплывчатая формулировка закона, то некие финансовые интересы. - Начну с того, что совершенных законов в природе не существует. Все предусмотреть невозможно. Пробелы в законодательстве являются источником существования для юристов. Если будет такая необходимость, появится и постатейный комментарий. А вот упоминание Закона о государствен¬ных закупках здесь как нельзя кстати. Прово¬дится конкурс, к примеру, на строительство дороги, условия которого четко прописаны. Но вот беда - главным критерием является цена. И в результате появляется фирма, которая необоснованно ее занижает, зная, что в дальнейшем не будет платить налоги и выплачивать «белую» зарплату или будет применять некачественные материалы. В итоге фирма не выполняет этот госконтракт и растрачивает деньги. А что-то сделать с этой фирмой можно только по решению суда. Суд продолжается несколько месяцев. В итоге дорога не построена, и бюджет этого года уже в прошлом. Необходимо менять ситуацию. И в том числе это можно сделать с помощью СРОС. Если бы эта фирма была членом саморе¬гулируемой организации, то заказчик смог бы обратиться к руководству СРОС сначала с просьбой воздействовать на нее в плане вы¬полнения взятых ею обязательств, а затем и за возмещением убытков. Разговор же внутри СРОС с этой фирмой будет очень жестким. Ведь иначе все издержки невыполненного контракта лягут на остальных членов саморегулируемой организации.
- Как вы думаете, отразится ли эконо¬мический кризис на реализации Закона № 148-ФЗ о СРОС? - Думаю, кризис отразится на всех. Но все-таки не стоит воспринимать его как не¬что трагическое и катастрофическое. Кризис возник в большей степени потому, что значи¬тельная часть мира жила не по средствам, потребляя гораздо больше, чем производя. В сложившихся условиях реализация указанного закона позволит компаниям со¬обща не только выдержать испытания, но и вступить на новый виток развития. При этом станет главным не то, сколько ты делаешь, а то, как ты это делаешь. Также в условиях кризиса станет важной необходимость быть мобильным. Эта особенность присуща фир¬мам малого и среднего бизнеса. Многие крупные предприятия, в том числе и наше, заинтересованы в том, чтобы на рынке проектных работ присутствовали и средние, и мелкие по объему работы фирмы. Мы могли бы по аутсорсингу передавать до половины объема работ таким фирмам. Осо¬бенно по специальным направлениям. Таким, как дымоудаление, пожаротушение, вен¬тиляция и др. Это наверняка прибавит нам ответственности перед заказчиком, но мы готовы взять ее на себя. И в ответ на некото¬рые опасения скажу, что при объединении в СРОС малый и средний бизнес не исчезнет. Участие в СРОС их структурирует. Думаю, кризис - это повод пересмотреть свои расходы и посмотреть, что не так. Об¬ратить внимание на производительность труда, на технологии и т. д. Это повод к модернизации.
Журнал «Проектирование и инженерные изыскания» - №1 (04), 2009