Волгоградгражданпроект - проектирование Волгоград, строительство Волгоград, экспертиза Волгоград
 RUS    ENG

28.03.2014: Александр Вязьмин: "Непродуманные идеи чиновников лишь разрушают Волгоград"



За прошедшую неделю городские власти озвучили два весьма спорных предложения, вызвавших широкое общественное обсуждение. Первое касалось изменения транспортной схемы Волгограда и развития так называемого большого волгоградского кольца. Второе предполагало строительство в бульварной части проспекта Ленина, в районе остановки «Комсомольская», цветомузыкального фонтана за счет средств азербайджанской диаспоры. Комментирует эти предложения начальник мастерской генерального плана ЗАО «Институт "Волгоградгражданпроект"», председатель общественного совета министерства строительства Волгоградской области, заслуженный архитектор России Александр Вязьмин.

– Александр Михайлович, недавно городские власти предложили свое видение организации дорожного движения в Волгограде. В частности, предполагается кольцевая схема движения под названием «Большой Волгоград»...

– Всегда за всю историю разработки послевоенных генеральных планов Волгограда имелось в виду создание системы населенных пунктов, взаимосвязанных между собой, связанных производственными, бытовыми, культурными и прочими связями. Эта система в науке называется агломерацией. Это Светлый Яр, районы Волгограда, Волжский и, условно говоря, Средняя Ахтуба. Изначально эта схема и рисовалась в виде кольца, она давным-давно уже закреплена во всех градостроительных документах, в том числе и в Генплане, который был утвержден городской думой еще в 2007 году. Но при этом нужно сказать, что она не имеет никакого отношения к кольцевой системе движения городского транспорта, как в Москве, Минске, Суздале и других городах, которые развивались концентрично, расходящимися от кремлей радиусами.

У нас город линейный, что бы мы с ним ни делали. Протяженность Волгограда – почти 100 километров, ширина – в среднем 10. Эта линейная структура имеет в своем составе восемь городских образований с населением от 90 до 200 с лишним тысяч человек. Каждое из этих образований – по логике вещей самостоятельный город со среднероссийской численностью населения. До какого-то времени мы старались сделать эти районы самодостаточными, чтобы исключить перепробеги, ненужную езду из Красноармейского в Тракторозаводской район. Чтобы люди жили там же, где работают. Поэтому каждый административный район должен был иметь все необходимые элементы для человеческой жизни: труд, быт и отдых. В каждом районе Волгограда должны были быть места приложения труда, спальные районы, объекты обслуживания общегородского или общерайонного значения и места отдыха вплоть до того, что на всех Генпланах напротив каждого района рисовались свои собственные рекреационные зоны на левом берегу Волги.

– И на эти восемь образований в городе фактически одна дорога, Вторая Продольная магистраль...

– Эти восемь административных составляющих нашего города могут полноценно функционировать только на основе общегородских линейных магистралей. Их всегда было четыре: Нулевая, Первая, Вторая и Третья Продольные. Из этих четырех мы с большим трудом пробили с севера на юг проспект Ленина, причем пробили достаточно давно, лет 50 назад. С тех пор он так и работает в своих габаритах, в этом своем поперечном профиле с таким же количеством полос движения и так далее.

Вторая Продольная тоже была создана достаточно давно, около сорока лет назад. И тоже ее поперечный профиль, особенно в северных районах, был сформирован под то количество машин, которое было тогда. За это время количество автомобилей выросло в Волгограде как минимум в три раза. А ширина улиц, их технические характеристики остались те же самые. Третью Продольную мы так и не осилили. Она должна была взять на себя основной транзит и основное грузовое движение. В советское время мы успели сделать 14,5 километра дороги и две полноценные развязки и остановились, говоря, что вот-вот, буквально завтра продолжим строительство. За время этих «завтраков» уже и сама трасса менялась десять раз, и те коридоры, которые были отведены для нее генеральными планами, застроены. Нам приходится менять трассировку, искать новые земли, а движения-то толком нет!

Я уже молчу об объездной магистрали, о которой мы говорим более десяти лет. Но это не главное. Главное – нам нужно строить городские дороги. Потоки транспорта все увеличиваются, а мы продолжаем говорить о том, что у нас неудобные, плохие дороги. Так мы же их и не делаем, не развиваем, не совершенствуем! Мы не строим развязки на пересечениях наших Продольных с основными поперечными магистралями, в результате мы получаем пробки на пересечениях: на Хиросимы, на Рокоссовского, Ангарской, Елецкой, Казахской. На всех этих перекрестках генпланом предусмотрены развязки, их нужно строить, но возможностей для этого нет. Вот где нужно работать!

А что касается кольца – да, зрительно оно существует. Но в этой связи напрямую от Красноармейского района до Средней Ахтубы сегодня нет серьезной необходимости. Плюс к этому мы не умеем использовать эти блага без вреда для природы. В той же Европе, Америке автомагистрали проходят через национальные парки, но при этом они не вредят территориям, на них очень жесткие регламенты, с них нельзя съехать там, где хочется. В этом плане для наших людей препятствий нет никаких. Сейчас мы построили половину моста через Волгу. Пользы от него много. Но мало кто думал, сколько вреда и беды принесла эта существующая дорога в природные зоны. Поэтому здесь нужно быть очень внимательными и осторожными и не разбрасываться обещаниями.

– Получается, что мы видим, что эти высказывания, мягко говоря, не очень продуманы?

– Вообще развитие города и его транспортные схемы – это предмет для практически бесконечного разговора, этими вопросами занимаются целые институты. Неслучайно все время Генпланом Волгограда занимался институт «Гипрогор», наш центральный московский градостроительный институт. Последний Генплан выиграла питерская компания «Энко», там тоже работают очень грамотные, квалифицированные градостроители и транспортники. Это очень серьезная работа, и предложения из серии «а давайте сделаем вот так» просто не работают. Хотя бы потому, что это неправильно и делать так не надо.

У нас уже есть основной документ развития, мы его пропустили через все виды и формы согласования, он прошел публичные слушания, мы его утвердили. Для нас, для города, для городских депутатов, для думы это закон. Но дело в том, что мы его не реализуем, а только правим, вносим туда поправки и приспосабливаем этот документ под себя, под какие-то сегодняшние возможности и коммерческие интересы. Но мы не движемся вперед. Мы не строим дороги, определенные Генеральным планом, мы не строим автомобильные развязки, определенные Генеральным планом. Да, мы строим развязку на Тулака, но строим ее уже 20 лет. Мы построили развязку возле «Акварели». Но к Генплану эта развязка не имеет никакого отношения просто потому, что никакой «Акварели» в этой зеленой зоне Генплан не предусматривал. При этом то, что определено Генпланом, мы не делаем. К примеру, в городе ежегодно должно строиться по 20 километров новых дорог. За семь лет мы должны были построить 140 километров. Мы же пока только латаем старые и никак не залатаем. Вот в чем проблема. Надо уважительно относиться к тем документам, которые город уже имеет, на которые потрачена масса сил, времени и государственных денег. А наша задача – реализовывать этот документ, а не править, выносить какие-то новые, не очень продуманные и не совсем просчитанные идеи.

– Так в чем проблема? Нехватка денег, желания или специалистов?

– Повторюсь: мы не занимаемся сегодня развитием города. Мы занимаемся решением текущих проблем, а их с каждым годом становится все больше и больше. Мы не делаем прорывных шагов, направленных на совершенствование той системы, которую мы создали, на обновление, на развитие. Каждый уважающий себя город должен иметь статьи в бюджете на реализацию утвержденного Генплана. У нас же есть дефицит бюджета.

– Тем не менее азербайджанцы построили в Волгограде парк, сейчас хотят построить фонтан...

– Это не инвестиции. Вообще, когда я услышал идею о постройке в центре города цветомузыкального фонтана, которую к тому же подали как уже обдуманную, взвешенную и окончательную...

Мы всегда говорим о том, что у нас есть, чем гордиться. У нас есть зона исторического центра, которую некоторые предлагают включить в список памятников градостроительства ЮНЕСКО. У нас действительно есть кусок городской среды, выполненный на очень высоком градостроительном и архитектурном уровне. Наша задача – беречь, не делать хуже, поддерживать, обновлять, соблюдать определенные достаточно жесткие регламенты поведения внутри этого небольшого кусочка нашего огромного города от Царицы до площади Ленина, от Волги до железной дороги. Этот кусочек исторической среды включает в себя целый ряд градостроительных ансамблей. В первую очередь, это ансамбль Аллеи Героев от уреза воды, от Волги, до площади Павших Борцов со всей его застройкой, архитектурой домов, благоустройством, озеленением, планировочными решениями, в его пропорциях, его стиле и так далее. Второй ансамбль на этом же уровне – проспект Ленина. Это выбранные в свое время типы и архитектурные стили тех домов, которые стоят по проспекту Ленина. Над ними работали как наши, так и московские архитекторы, очень серьезные специалисты. Неслучайно эти дома под один карниз, решены в одном стиле, с рустовкой верхних этажей, с огромными нарядными витринами магазинов на первых этажах. Это было все задумано для того, чтобы придать образу Сталинграда, Волгограда такой вид серьезной, если хотите – столичной архитектуры.

Что сегодня происходит в этом историческом центре? Мы не наращиваем архитектурные качества, а должны были бы совершенствовать Аллею Героев, совершенствовать мощение, день и ночь работать над ландшафтом, дендрологией, дизайном. Посмотрите на дом, который стоит напротив Центробанка. Его сделал Владимир Петрович Статун. Блестящий волгоградский архитектор. Посмотрите, как он нарисован, какой он красивый, какие там элементы, лоджии, какие там входы в магазины. Посмотрите, в каком виде сегодня этот дом. Придуманная в свое время система облицовки, когда вручную делались бетонные плитки, а затем вставлялись в кладку, они разрушились. Никто не думает о том, что их надо реставрировать. Посмотрите, как выглядят сегодня первые этажи. Магазин покупают два–три хозяина, и в результате даже вход, который акцентирован двумя колоннами, красят в разные цвета. У людей даже мысли нет о том, что они своими действиями убивают то архитектурное качество, которое накапливалось десятилетиями. Сегодня мы уже привыкли жить в этом безобразии, которое не имеет никакого отношения к дизайну архитектурной среды. У нас даже попыток нет привлечь к работе над этим нижним уровнем архитектуры, в котором в основном проходит жизнь человеческая, грамотных, квалифицированных дизайнеров, специалистов, которые должны были бы дать решения входов, оформления витрин, рекламы. Мы только нарушаем эту среду. И в этом смысле снос гранитного фонтана, который наряду с гранитными вазами и уникальными фонарями является неотъемлемой частью ансамбля проспекта Ленина мне кажется поступком из этой же серии. Я не думаю, что это будет улучшением исторической среды города.

– Неужели в городе нет мест, где можно было бы построить этот фонтан без ущерба для архитектуры и среды?

– Цветомузыкальный фонтан – это в какой-то мере шоу. Это интересная эффектная феерия, которая привлекает много людей, и это общеизвестно. Это объект, который должен иметь площадь вокруг. Люди, взрослые и дети, приходят к определенному времени, смотрят на шоу. В связи с этим появляется вопрос – а как попасть на этот бульвар? Никак. Тогда для кого мы это делаем?

С моей точки зрения, это совершенно непродуманное решение. Не говоря уж о том, что это будет новое гидротехническое сооружение на крыше подземной станции скоростного трамвая. С другой стороны, у нас есть площадь перед Домом Союзов. Архитектор Каро Алабян задумал проспект Ленина как систему площадей. Большое крупное общественное здание – перед ним площадь. Опять здание – опять площадь. Дом Союзов – площадь, Дом Правосудия – площадь. Центробанк – площадь.

Одна из таких исторических площадей как раз осталась у Дома Союзов, на ней есть чаша фонтана, но у профсоюзов нет денег на содержание фонтана. Его спроектировал Виталий Петрович Соловкин, придумал композицию струй, но этот фонтан не работает уже много лет. Так сделайте доброе дело! Здесь и площадь есть, и дети могут побегать. Почему бы и нет? Нет, надо сломать то, что недавно отреставрировали, и что-то там непонятное построить. Это неправильно!

Хотя сама территория вокруг Комсомольской: и Центробанк, и проспект Ленина, и станция скоростного трамвая – очень интересный, важный в системе проспекта узел. Но посмотрите, как он сейчас выглядит. Он загажен до безобразия, несмотря на то, что это, пожалуй, единственная территория – Центробанк, которая имеет утвержденную зону охраны памятника. Но в этой зоне сегодня расположены несколько общественных туалетов синего цвета, а по тротуару стоит четыре одинаковых газетных киоска. И тут же расположен вход в рынок, перед Центробанком – совершенно кособокий розарий, который огорожен какой-то самодельной изгородью. Это уровень дизайна в историческом центре, который претендует на включение в ЮНЕСКО? Кто должен над этим думать? Пусть думает Центробанк, считают в муниципалитете. А в Центробанке отвечают – закрепите за нами всю землю, которая прилегает к нашей территории, тогда я буду в нее вкладывать деньги.

– И все же есть ли какой-то выход из этой рекламно-петуниевой какофонии?

– Та же Аллея Героев, для которой мы в свое время делали массу архитектурно-дизайнерских предложений и по единой системе озеленения, и по обновлению пород, и по мощению, по мебели, фонарям. Все это должно было соответствовать духу градостроительного ансамбля мирового уровня. Что там сегодня? Самые дешевые фонари, которые стоят даже не в створе, самые дешевые скамейки, все это брошено, зато мы говорим об архитектурном ансамбле. Да там все должно быть выполнено из золота, и даже чихнуть там по идее можно только с разрешения комитета по охране памятников!

И что сейчас? Посмотрите, что вокруг! Какие витрины, реклама. Кто за всем этим следит? Никто. Мэрия сейчас обратилась к предпринимателям с просьбой обустроить место вокруг себя. Они и обустраивают. Один три петунии посадил, другой – два кипариса. И все это в системе Аллеи Героев. Система ее развития должна быть продумана, просчитана, нарисована, обсуждена и утверждена. И если хочешь в этой системе жить и зарабатывать деньги, неукоснительно соблюдай систему мощения, озеленения, принципы размещения рекламы, принципы оформления витрин, выполненных только силами самых квалифицированных дизайнеров и художников. Только тогда это будет умный, грамотный подход.

И последнее, что хотелось бы отметить. Я обратил внимание на реакцию на ваши публикации. В отзывах появляются высказывания о том, что мнения профессиональных архитекторов сегодня никому не нужны и что их никто не слушает. Вот это страшно. Специалисты остались невостребованными, дизайнеры, художники, архитекторы сидят без работы. Хотя у нас есть хорошие художники, которые занимаются дизайном городской среды. Кто-нибудь что-нибудь им заказал? Нет. У нас есть шикарные специалисты по ландшафту, которые побеждают в престижнейших международных конкурсах. К ним кто-нибудь обратился? Нет. Все они сидят без работы. И в то же время власть раздает указания, что здесь нужно посадить петунию, здесь подмести, а здесь покрасить лавочки в розовый цвет. А коли ты архитектор – иди крась урны. Откуда такие нецивилизованные, провинциальные способы поведения в современном миллионном городе? Нужно, чтобы специалисты занимались своими делами, имели работу и заказы. Только тогда можно будет действительно преобразить город.

Информационный сайт "V1.ru"
Читать оригинал материала