Волгоградгражданпроект - проектирование Волгоград, строительство Волгоград, экспертиза Волгоград
 RUS    ENG

20.04.2012: На градостроительном совете экспертам был представлен проект реконструкции и страительства Привокзальной площади, согласно которому территория рядом с волгоградским вокзалом обещает преобразиться до неузнаваемости.




Не успели стихнуть разговоры вокруг планов по реконструкции Центральной набережной, как волгоградцев ожидает новое потрясение: вчера, 18 апреля, в администрации Волгограда состоялось заседание градостроительного совета по вопросу развития Привокзальной площади. На суд волгоградским экспертам был представлен проект реконструкции площади, согласно которому территория рядом с вокзалом обещает преобразиться до неузнаваемости.

Вступление

«Мы обсуждаем тему, которая, безусловно, интересна для нашего города, – начал градостроительный совет врио мэра Волгограда Сергей Соколов. – Речь идет о реконструкции вокзального комплекса Волгограда, это территория железнодорожного вокзала и территория, примыкающая к вокзалу. Есть интересные предложения, которые сегодня поступили в город, в том числе и предложение от ОАО «РЖД» преобразовать Привокзальную площадь, учитывая современные требования безопасности на территориях такого типа. И нам предстоит принять решение, связанное с дальнейшими действиями городской администрации и дальнейшими действиями инвесторов, чтобы проект был реализован в кратчайшие сроки».

Присутствующим на совете провели краткий экскурс в историю вокзала.

«Вокзал был создан в 1871 году, – рассказал председатель комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда Александр Моложавенко. – Потом он дважды был разрушен, и в том виде, который мы имеем сегодня, он был построен с 1951 по 1954 годы. В 1960-е годы появился путепровод, соединивший улицы Невскую и Комсомольскую. В 1970-е годы по проекту архитектора Александра Савченко была построена высотная доминанта, и ансамбль нашей площади завершился. Надо сказать, что в 90-е годы он несколько преобразился и, может быть, не в самую лучшую сторону. Появилось множество киосков и павильонов, которые существуют и по сей день. Все мы имеем представление о нынешнем облике площади, и то, что нам предложило ООО «Мостовик», – это один из взглядов на его изменение. Это связано с тем, что сегодня изменились требования по безопасности и организации подобных площадей, у ОАО «РЖД» существует целая соответствующая программа».

Чиновники рассказали членам совета об объектах, расположенных на площади сегодня.

«Сейчас на Привокзальной площади размещаются павильоны в количестве семи объектов, на шесть из них зарегистрировано право собственности, – говорит председатель комитета земельных ресурсов администрации Волгограда Светлана Стаценко. – Кроме этого, по состоянию на 18 апреля, на данной территории находятся объекты мелкорозничной торговли в условном количестве 15 объектов, из этих объектов на девять заключены договоры аренды на основании постановлений районной администрации, а четыре объекта появились на основании судебных решений. Еще несколько объектов находятся без правоустанавливающих документов, сейчас в отношении них направлены материалы в администрацию Центрального района для принятия решения по сносу. Более полную информацию по правообладателям земельных участков мы передадим уполномоченным, заинтересованным структурам. При этом отмечу, что земля, о которой идет речь, – муниципальная, то есть органы местного самоуправления в настоящий момент распоряжаются этими землями».

Глава администрации города отметил, что необходимость реконструкции вокзала и прилегающей площади связана с реализацией постановления руководства страны.

«Для полной ясности скажу, что правительство РФ дало указание всем субъектам и, соответственно, муниципалитетам исполнить требования по безопасности на территории перед такими объектами, как вокзалы, аэропорты и тому подобное, – пояснил Сергей Соколов. – Это требование стоит во главе угла, и его исполнение контролируют соответствующие структуры, получившие задание заниматься этим вопросом».

О проекте

Во вступительной речи представители столичной организации ООО «Мостовик» немного рассказали о своей компании. Научно-производственное объединение представляет собой одно из крупнейших проектных и строительных предприятий страны, существующее более 20 лет, в состав которого входят более 20 тысяч человек. В настоящее время ООО «Мостовик» осуществляет работы по строительству Русского моста с самым длинным в мире пролетом в 1100 метров, океанариума, железнодорожного вокзала в Адлере, а также участвует в федеральных программах подготовки к саммиту стран АТЭС 2012 года во Владивостоке и Олимпиаде-2014 в Сочи.

«Поскольку мы уже несколько лет занимаемся железнодорожной тематикой, ОАО «РЖД» поручило нам заниматься волгоградским вокзалом, – рассказывает главный архитектор ООО «Мостовик» Алексей Долиненко. – Сразу хочу сказать, что мы в восторге от вашего вокзала, абсолютно по праву этому зданию присвоен статус памятника архитектуры. И мы намерены максимально бережно относиться к тому, что у вас есть. В своем проекте мы учитывали пять наиболее важных моментов: безопасность, удобство пассажиров, обеспечение доступа маломобильным группам населения, имидж города и инвестиционную привлекательность. Наша работа связана и с реконструкцией самого вокзала, в котором должна быть комната матери и ребенка, комната длительного отдыха, и сейчас совместно с коллегами мы разрабатываем предложения. Но об этом сегодня говорить рано».

Московский архитектор обозначил несколько имеющихся проблем у Привокзальной площади Волгограда в ее сегодняшнем виде и использовании.

«Сегодня на площади есть парковка ориентировочной емкостью от 120 до 140-150 машин. Вероятно, когда-то это было актуально, но сегодня наличие долговременной парковки не предусматривается, потому что это конфликтует с самой функцией вокзала и затрудняет подъезд транспорта, – продолжает господин Долиненко. – Центральная площадь вокзала должна обеспечивать кратковременный подъезд транспорта, высадку и посадку пассажиров. Так сделано во всем мире. Есть еще ряд моментов – нормативное озеленение, которое в настоящий момент здесь не соблюдается, существуют также такие понятия, как нормативная площадь для пешеходов, непересечение транспортных потоков. Сегодня эти возможности, к сожалению, на Привокзальной площади Волгограда урезаны. Немаловажную роль играет и эстетический аспект – павильоны, разбросанные по площади, совершенно ее не украшают».

Представитель ООО «Мостовик» в своем выступлении уделил особое внимание вопросам безопасности вокзала.

«Соблюдая достаточно новые требования безопасности, мы обязаны обеспечить удобные досмотровые павильоны, – говорит архитектор. – Сперва мы пытались спроектировать некое здание, пристройку к вашему вокзалу, но ничего хорошего из этого не получалось, поэтому у нас родилось предложение сделать этот контрольный пункт с использованием подземного пространства. Таким образом мы получаем очень широкий, удобный павильон, который позволит обеспечить быстрое проникание пассажиров. Примерная пропускная способность одной зоны – от 150 до 350 человек в час. Для вашего вокзала нужно четыре таких зоны, и этот большой павильон мы прячем под землю».

По замыслу проектировщиков, на площади появится целый амфитеатр.

«Используя рельеф, мы делаем амфитеатр с восстановлением того фонтана, который исторически был на этом месте и который станет центральной точкой площади, – продолжает презентацию Алексей Долиненко. – Ступеньки строения будут большими, на них можно будет сидеть, и мы полагаем, что это место может стать местом притяжения горожан и местом проведения каких-либо общественных мероприятий. Под этими ступенями будут расположены подземные кафе. Конечно, такая планировка площади не предполагает наличия на поверхности автопарковки, и поэтому планируется подземное расположение парковочной зоны на 200 машин. Разумеется, говоря о проекте, встает вопрос о передаче данной земли в аренду ОАО «РЖД», иначе проект будет неосуществим юридически».

Выслушав гостя из столицы, заседание градостроительного совета покинул врио мэра Волгограда, сославшись на предстоящие дела.

«Любое решение, которое примет градостроительный совет, будет правильным, потому что я полностью доверяю специалистам, – добавил напоследок господин Соколов. – Визуально мне очень нравится то, что предложено, и, мне кажется, что город Волгоград станет только краше благодаря этому проекту».

Прения

Волгоградские эксперты встретили проект бурными обсуждениями и, конечно же, увидели в нем и положительные, и отрицательные стороны.

«Конечно, по сравнению с тем, что мы имеем сегодня, это просто небо и земля. Это современно и это красиво, – высказал мнение член общественного совета по рассмотрению вопросов градостроительной деятельности Юрий Староватых. – Но к проекту есть вопросы. В частности, как я понимаю, отсутствует наземный подъезд к вокзалу, подъехать к главному входу никак нельзя. И пассажиру с чемоданом, а бывает, и с несколькими, будет совершенно неудобно добираться до вокзала.

С замечанием Юрия Федоровича согласились многие эксперты – действительно, чтобы дойти до перрона, пассажиру нужно преодолеть немалое расстояние согласно представленной схеме пешеходного движения. Нарекания вызвал и амфитеатр с высотой ступеней до четырех метров. Некоторые эксперты окрестили его «ямой», которая образуется в центре площади. Без внимания не осталась и организация движения транспорта.

«Совершенно непонятно, как будут выходить и заходить на площадь городские автобусы, которые на сегодняшний день там кольцуются, – рассуждает ведущий инженер ЗАО «Институт «Волгоградгражданпроект» Татьяна Котельникова. – Множество маршрутов ходят по улице Гоголя, как они смогут подвезти пассажиров к вокзалу? Нужно обязательно учесть этот момент. Также я вообще не могу себе представить, учитывая климат нашего города, как зона отдыха может располагаться фактически на голом асфальте под палящим солнцем».

Другим важнейшим аспектом эксперты назвали расположение инженерных сетей.

«Обсуждать сегодня, в общем-то, нечего. Предложен всего один вариант, и можно сказать только – нравится он, или не нравится, – говорит заместитель директора МУ «Волгоградский инженерный центр» Виктор Липатов. – Картинка нарисована очень красивая, но нужно помнить, что на любом вокзале каждый квадратный метр должен работать на удобство пассажиров, которым некогда рассматривать эту красоту и архитектурные изыски. Проект нужно дорабатывать и многие вещи рассматривать детально. Сейчас я хочу сказать о коммуникациях. Непременно нужно предусмотреть транспортный коридор, и все коммуникации завести туда. В этом случае никакие аварии не повлияют на функционирование площади. В противном случае, если теплотрасса лопнет, всю вашу красоту придется перекопать. Часть затрат инвестиционного проекта обязательно должна пойти на инженерные сети. Нужно задуматься и об аварийном состоянии коммуникаций. У нас нет нового коллектора, и нужно продумать, где он должен появиться. В общем, проект требует комплексного решения, а не локального».

Специалисты не забыли отметить и необходимость бережного отношения к культурному слою города.

«Представленные материалы убеждают в двух позициях. Во-первых, мы понимаем, что так жить, как мы живем, больше нельзя. Во-вторых, нельзя делать так, как представлено на материалах, – заявил руководитель отделения Российской ассоциации реставраторов по ЮФО Сергей Сена. – Ни слова не было сказано о двух важнейших функциях, которые выполняет или будет выполнять вокзал. Первое, что я имею в виду, – это фактически вокзал городской скоростной железной дороги. Рано или поздно, учитывая протяженность нашего города, к нашему скоростному трамваю придет эта функция. Второе – появление в Волгограде аэроэкспрессов. В представленном проекте не предусматривается взаимодействие пассажиров, прибывающих и садящихся на аэроэкспресс. Равно как не просматриваются решения с улицей Балонина, где возникнут две гостиницы. Освоение подземного пространства почему-то не имеет логичного продолжения на другие стороны улицы Комммунистической. Если взялись, то сделайте парковку в два-три уровня, сделайте систему подземных переходов. Также мне непонятно сохранение сарая под названием «Универсальный минимаркет» между вокзалом и путепроводом.

Наконец, нельзя забывать, что Волгоград – исторический город, а значит культурный слой находится под охраной. Под землей сохранились фундаменты и подзасыпанные подвалы вокзала Юго-Восточной железной дороги, построенного в 1871 году. Мое общее мнение таково: категорически неправильно заданы границы проектирования, невозможно решить вопрос реконструкции Привокзальной площади в данных границах».

Впрочем, не все эксперты восприняли проект негативно.

«В 2002 году проект представлял архитектор Евгений Вдовин, являющийся соавтором, как я понимаю, и этого проекта, – говорит начальник Госстройнадзора по Волгоградской области Михаил Норкин. – Тогда был сделан ряд замечаний, и сегодня эти замечания, на мой взгляд, во многом учтены. Теперь необходимо учесть замечания относительно движения транспорта. Задумка с амфитеатром мне кажется наиболее удачным решением, которое сможет обозначить вход в вокзал. Возможно, стоит сделать пространство более комфортным: посадить низкорастущие деревья, расширить площадь водоема... В целом, я считаю, что проект необходимо одобрить для дальнейшей разработки».

Достаточно благосклонно отнесся к проекту и заместитель директора МУП «Мегаполис» Владимир Касимовский.

«Я поддерживаю проект по некоторым направлениям. В имеющемся виде остается сам вокзал, территория перед ним не загромождается, пространство открывается, парковка убирается под землю, как это предлагалось сделать еще в 1970-х годах, – говорит специалист. – Недостатки есть, но эти проблемы можно решить. От себя скажу, что фонтан оказался в самом центре движения и суеты, и авторам нужно подумать над этим. Я считаю, что востребованность у этого места будет, кроме периодов дождливой погоды, палящего солнца и мороза. Также нужно продумать технические решения, чтобы это глубокое место не превратилось в подтопляемое. Мой вердикт – проект можно одобрить к дальнейшей разработке».

Впрочем, некоторые эксперты заявили, что идея создания амфитеатра в принципе неосуществима.

«Авторы проекта не учли, что площадь имеет перепад рельефа порядка трех метров от главного входа вокзала и до улицы Коммунистической, – говорит руководитель ООО «Аркада» Юрий Маркачев. – То есть такого амфитеатра, который представлен на картинке, у них на деле не получится. Еще хочу сказать, что фонтан не стоит прятать. Его хотелось бы видеть с улицы Коммунистической».

Многие специалисты попросили разъяснить городских чиновников, каким образом будет решаться вопрос с нынешними правообладателями земельных участков в случае реализации проекта.

«Если такое решение будет приниматься, то будут решаться вопросы по компенсации, – сказал господин Моложавенко. – И, как я понимаю, имеются предложения от разработчиков проекта по взаимодействию с теми коммерческими структурами, которые имеют какие-либо права на землю».

Между тем, некоторые из приглашенных на совет специалистов недоумевали, почему для обсуждения выставлен именно проект ООО «Мостовик».

«Со своим проектом мы обратились к городским властям еще в 2011 году, – заявил представитель ООО «МИР» Сергей Куракин. – Более того, мы разработали проект организации дорожного движения совместно с ГИБДД Волгограда, но никаких продвижений не последовало».

«Проект представлен на градостроительный совет по поручению главы администрации города», – был краток в своем ответе главный архитектор Волгограда.

Результаты

По итогам мероприятия волгоградские эксперты сошлись во мнении, что сегодняшнее состояние Привокзальной площади не устраивает ни жителей города, ни его гостей. И менять облик площади – необходимо.

«Сейчас мы привезли идею, мы готовы принимать ваши замечания и дополнения, готовы работать, – подытожил господин Долиненко. – Разумеется, мы будем общаться с местными специалистами, создадим рабочую группу, тем более, что такие проекты всегда делаются с привлечением местных проектных структур. Так работаем по другим городам, к примеру, по Владимиру и Мурманску. Когда мы создавали проект волгоградской привокзальной площади, то пользовались открытыми источниками, а в самом городе находимся всего несколько недель».

Результатом заседания градостроительного совета стало решение утвердить проект для дальнейшего продвижения.

«На совете было высказано достаточно много предложений. Мы их суммируем и предложим исполняющему обязанности мэра города утвердить проект для дальнейшей разработки и продвижения», – завершил мероприятие Александр Моложавенко.

Информационный сайт "V1.ru"