Необходимость строительства рокадной дороги, которая бы прошла вдоль берега Волги, соединив все районы Волгограда, обсуждается с завидной регулярностью. Предполагается, что она будет выполнять функции дороги-дублера второй продольной и позволит достаточно быстро добираться практически в любую точку города, параллельно любуясь живописными видами волжской природы.
Однако разговоры так пока и остаются разговорами, хотя, по большому счёту, практически во всех районах города уже есть куски дороги, проходящие по берегу реки. Достаточно их только соединить и привести в порядок. Самый большой участок будущей рокадной дороги проходит по Центральному району Волгограда. Уже сейчас по берегу Волги можно проехать практически от границы Краснооктябрьского района до границы с Ворошиловским, однако в перспективе можно будет выехать и в Ворошиловском районе:
- На сегодняшний день ведутся работы по разработке проектно-сметной документации на строительство выезда с набережной имени 62-й Армии на улицу Рабоче-Крестьянскую, - рассказал 34auto.ru начальник отдела дорожной инспекции и организации движения ОГИБДД УВД по Волгограду Валерий Кузнецов. - В результате, можно будет говорить о разгрузке проспекта Ленина в границах от улицы Бакинской до начала Ворошиловского района. На сегодняшний день заканчивается строительство участка дороги от проспекта Ленина до набережной на улице 7-й Гвардейской, что позволит также сбросить потоки автомашин с проспекта Ленина на набережную.
Однако, в любом случае, автомобили будут рано или поздно возвращаться на проспект Ленина, и без того перегруженный. Впрочем, по мнению специалистов, шансы на то, что в Волгограде появится нулевая продольная, практически нулевые:
- Предпроектные работы по строительству этой дороги выполнены, - говорит начальник управления автомобильных дорог администрации Волгограда Сергей Таций. - Однако о проектных работах, а тем более - о строительстве её речи пока не идёт, поскольку эти работы требуют колоссальных финансовых затрат, притом что польза от этой дороги будет фактически только для волгоградцев. К примеру, нужно будет строить эстакаду в пойме реки Царицы, проводить другие инженерные работы, в том числе, связанные и с берегоукреплением. В этом отношении нас гораздо более беспокоит вопрос строительства третьей продольной магистрали, которая востребована как волгоградцами, так и водителями транзитного транспорта, проходящего через город. Исходя из этого предпочтения администрации Волгограда, очевидно, основные силы муниципалитета будут брошены на завершение строительства третьей продольной магистрали. Проектировщики отмечают, что строительство нулевой продольной невозможно ещё и по причине того, что вся прибрежная полоса Волги уже застроена промышленными предприятиями:
- Строительство нулевой продольной или, как её ещё называют, рокадной дороги, вдоль берега Волги предусматривалось всеми генеральными планами Волгограда. Однако на сегодняшний день с уверенностью можно сказать, что такая дорога вряд ли когда-нибудь появится, - говорит генеральный директор ЗАО «Институт «Волгоградгражданпроект» Андрей Куприков. - Причин этому сразу несколько. Первая - берег Волги практически на всём протяжении города на сегодняшний день застроен. Причём застройка эта производилась как в советские десятилетия, так и в последние годы. Идея выноса промышленных предприятий, занимающих львиную долю участков береговой линии, за городскую черту хоть и хороша сама по себе, но вряд ли жизнеспособна. Вторая причина - огромные финансовые затраты. С учётом того, что необходимо выносить промышленные предприятия и другие постройки от берега Волги, а также в полном объёме выполнять берегоукрепительные работы, сумма затрат будет измеряться миллиардами. Польза, которую принесёт нулевая продольная, вряд ли будет соизмерима с затратами на её создание. К примеру, в случае со строительством мостового перехода через Волгу очевидной была польза для федеральной системы дорог - появлялся дополнительный коридор на юг России. В случае же с нулевой продольной польза будет очевидной только для конкретного муниципалитета. При таком раскладе довольно проблематично будет обосновать в федеральных ведомствах необходимость столь масштабных затрат.
Впрочем, некоторые наблюдатели отмечают, что вопрос строительства нулевой продольной магистрали начнёт активно решаться уже в течение нескольких ближайших лет, когда ездить по уже существующим улицам будет невозможно из-за обилия автомобилей:
- Действительно, каждый Генеральный план Волгограда подразумевал строительство нулевой продольной магистрали, - говорит заместитель начальника главного управления по градостроительству и архитектуре Александр Моложавенко. - Более того, в 80-е годы прошлого века даже был выполнен технический проект вплоть до размещения горизонтальных отметок. Однако потом экономическая ситуация в стране поменялась, и вопросы строительства дороги ушли на второй план. Но при этом отмечу, что механизмы, по которым возможно реализовать этот проект, всё же предусмотрены. В частности, я говорю о резервировании земель для муниципальных нужд, сроки которого могут достигать 25 лет. Но для этого нужно желание, нужно работать с собственниками, выкупать земли, резервировать их для муниципальных нужд, договариваться. Тем более, что часть нулевой продольной, проходящая по Центральному району, уже фактически существует. Также её можно продлить и в Ворошиловском, поскольку участок от речного порта до жилой застройки в настоящее время пустует. Повторюсь, что для этого нужно, в первую очередь, желание, во-вторых, - деньги, которые тоже можно найти путём переговоров с областными и федеральными властями. Кроме того, я полагаю, что решение вопросов, связанных со строительством рокадной дороги, - время нескольких ближайших лет, когда количество автомобилей в городе увеличится настолько, что город попросту встанет в пробках.
«Деловое Поволжье»