Волгоградгражданпроект - проектирование Волгоград, строительство Волгоград, экспертиза Волгоград
 RUS    ENG

03.06.2010: Ежегодно только из стен Волгоградского архитектурно-строительного университета выпускаются десятки молодых специалистов-архитекторов. Насколько они востребованы, а главное – каков уровень их подготовки? Своим мнением делятся ведущие специалисты Волгограда.



Архитектор – профессия творческая, подразумевающая постоянный рост. Ежегодно только из стен Волгоградского архитектурно-строительного университета выпускаются десятки молодых специалистов-архитекторов. Насколько они востребованы, а главное – каков уровень их подготовки? Не будут ли здания, спроектированные молодежью, разваливаться уже на стадии строительства? «Не будут», – в голос уверяют люди, имеющие солидный вес в архитектурном сообществе, заявляя, что у молодых, только что выпустившихся архитекторов, недостаток всего один – нехватка практического опыта.

«Спрос на проектировщиков постоянно растет. Их крайне не хватает. Причина этому то, что возрастной промежуток от 25–45 лет практически отсутствует. У нас есть либо очень молодые специалисты, либо уже «заслуженные». Все великие мэтры тоже когда-то были студентами. У них тоже когда-то не было работы, – говорит генеральный директор ЗАО «Волгоградгражданпроект» Андрей Куприков. – Ведь стать мастером или мэтром можно, только когда ты что-то делаешь. Конечно, у молодых ребят, которые к нам приходят, отсутствует практический опыт. Но откуда ему взяться? Так что моя позиция такова: если мы не будем им доверять, и они не будут участвовать в серьезных проектах, они никогда ничему не научатся. Поэтому мы и стараемся привлекать молодых специалистов во все крупные проекты, не давать им сидеть без дела. Тем более, проект не делается одним человеком. Он разрабатывается группой, творческим коллективом, который по своим размерам порой достигает 50-60 человек. Для молодых кадров, участие в подобных проектах вместе с крупными специалистами, позволяет в разы сократить сроки приобретения опыта. Так что все, кто хочет учиться, получают соответствующие знания. Мы акцентируем большое внимание на передаче опыта от старшего поколения к младшему. К сожалению, это не всегда идет на пользу. Порой, нахватавшись верхов, некоторые люди начинают считать себя состоявшимися проектировщиками, пытаются искать себе другое место работы. Но это нормально. Извините за сравнение, но из Microsoft уходят, из Nokia уходят, а из «Волгоградгражданпроекта» – тем более. У нас здоровая ротация кадров. Но она не постоянная. Разумеется, молодежи свойственны амбиции, и эти амбиции ею движут. Это вполне нормально. Люди ищут свое место, и мы к этому относимся с пониманием.

Что же касается уровня подготовки: чем старше поколение, тем больше оно любит говорить, что раньше и небо было голубее, и трава зеленее, да и мы были лучше. Молодежь во все времена одинаковая! Такая же талантливая, такая же напористая, такая же активная. Сказать, что она хуже, менее сообразительная, не могу. Кто хорошо учился, стремился к знаниям, те приходят с определенным университетским багажом. Да, у них нет опыта, но это еще ни о чем не говорит. Та основа, которую они здесь получают, достаточна, чтобы работать полноценно. Поэтому я не считаю, что молодежь хуже. Скорее, наоборот. Молодые специалисты приходят более «продвинутые». Сейчас есть больше источников информации, молодежь более обучаема, она более гибка в восприятии, спокойно работает с компьютерными программами. Ведь что такое компьютер в нашей работе? С его помощью архитектор за неделю может сделать то, что раньше делалось группой из 20-ти человек за полгода. Как это можно вообще сравнивать? Сейчас другие времена, другие требования. Да, он может и не умеет тушью рисовать на ватмане. А кому это сегодня нужно? Может быть, кто-то и возразит, что, мол, это азы мастерства... Ну, давайте тогда лошадью вспахивать площадки для фундамента…Конечно, элемент творчества должен быть, но серьезным творчеством могут заниматься лишь единицы. И лишь единицы из миллионов становятся великими. Может быть великие и могут позволить себе рисовать на салфетке в ресторане и ею же расплачиваться за счет. Но для этого должны пройти годы, ты должен заработать себе имя. Поэтому я никогда и не критикую молодежь, да я и сам не очень старый. Мне то всего 42. Я самый молодой директор «Волгоградгражданпроекта» за всю его историю».

«Уровень подготовки современных архитекторов полностью соответствует сегодняшним требованиям, – считает директор ООО «Универсалпроект» Эльвира Бондаренко. – У студентов сегодня столько возможностей для повышения образования, в том числе и с использованием современных компьютерных технологий. Плюс к этому, наш вуз, выпускающий строителей и проектировщиков, существует уже очень давно, те студенты, которые в свое время получили там образование, уже читают лекции своим студентам, они проходят практику в ведущих архитектурных мастерских. А лучшим доказательством качества подготовки является признание и награды на различных конкурсах, в том числе международных».

Аналогичное мнение высказал и начальник главного управления по градостроительству и архитектуре администрации Волгоградской области Александр Вязьмин:

«Недавно в Союзе архитекторов состоялся круглый стол, посвященный как раз этим вопросам, – говорит господин Вязьмин. – По итогам его работы мы пришли к выводу, что уровень подготовки молодых специалистов в Волгограде достаточно высок. В качестве доказательства этому можно привести тот факт, что очень много выпускников нашего строительного университета работают за пределами региона, в том числе в Москве и Сочи. Безусловно, есть, конечно, и проблемы, поскольку приходится учить работать и с новыми материалами и с новыми технологиями, но в общем и целом качество подготовки молодых кадров в Волгоградской области достойное».

Однако далеко не все эксперты считают, что качество подготовки архитекторов Волгограда находится на высоте:

«На мой взгляд, уровень подготовки архитекторов в Волгограде все же недостаточно высок, – размышляет архитектор Андрей Чуйков. – Впрочем, падение качества подготовки специалистов продолжается уже лет пятнадцать, примерно с начала 90-х годов. Собственно говоря, это и было одной из причин, по которым я согласился на преподавание, – чтобы та группа, которую я веду, сохранила определенный уровень подготовки, удержать их, не дать опуститься еще ниже. Проблема, на самом деле, достаточно серьезная, требующая самого пристального к себе внимания. Отчасти падение качества подготовки специалистов вызвано не совсем внятной позицией руководства института. Ведь архитектор – это титульная специальность. К примеру, если брать опыт других аналогичных вузов, то там оборудованы специальные мастерские, и студенты с первых дней погружаются в ту атмосферу, которая свойственна рабочему месту архитектора. Проще говоря, для того, чтобы вырастить хорошего архитектора, ему нужно создать для этого все условия.

Еще один немаловажный фактор – профессорско-преподавательский состав. Преподаватели старой школы, к сожалению, уходят. А новые, талантливые студенты, не хотят идти в аспирантуру. Те же, кто согласился продолжать образование, далеко не всегда могут преподавать, а некоторые – просто не хотят. Поэтому возникает еще и определенный кадровый голод, поскольку преподавать должны, как известно, лучшие».

«Выдающихся архитекторов мало. Просто потому, что их мало по жизни, – считает руководитель ООО «НПО архитектуры, градостроительства и дизайна» Сергей Сена. – Много ремесленников, много плохих архитекторов. Не очень много очень плохих архитекторов, которые, как правило, вскоре уходят из профессии. Преподавая на четвертом курсе, я вижу, по непонятным мне причинам, то ли по вине самих студентов, то ли по каким-то другим причинам, серьезные пробелы в знаниях студентов. И строя свои лекции на том уровне знаний, которым уже должны обладать студенты, я, порой, сталкиваюсь с непониманием. Причем речь идет даже не о нехватке каких-то специальных, профессиональных знаний. У студентов наблюдаются пробелы в таких базовых предметах школьной программы, как история, география, русский язык и литература. Вообще тотальная безграмотность проникла уже во все сферы нашей жизни, в том числе и архитектуру. Поэтому, прежде чем говорить о качестве подготовки профессионалов, следует обратить внимание на качество начального образования, которое дается еще в школе».

Информационный сайт «V1.ru»