Волгоградгражданпроект - проектирование Волгоград, строительство Волгоград, экспертиза Волгоград
 RUS    ENG

11.05.2010: Новая власть региона обещает навести порядок в системе госзакупок. Вопрос о централизации всех процессов госзакупок стоит давно и очень остро. Эксперты называют множество проблем, связанных с конкурсами на госзакупки: от неорганизованности процесса до законодательных коллизий.



Госконтракты всегда были лакомым кусочком для бизнеса, как малого, так и самого крупного. Особенную остроту борьба за бюджетные средства приобрела в период кризиса, ведь именно госденьги поддержали финансовую деятельность многих предприятий. Эксперты называют множество проблем, связанных с конкурсами на госзакупки: от неорганизованности процесса до законодательных коллизий. Новая власть региона обещает навести порядок в системе госзакупок.

Вопрос о централизации всех процессов госзакупок стоит давно и очень остро. «В условиях, когда заказчиками выступают различные ведомства, не обладающие ни специалистами, ни навыками, ни умением проводить торги, основным критерием отбора фирм в большинстве случаев становится цена, – говорит сопредседатель волгоградского реготделения «Деловой России» Андрей Куприков. – Абсолютно не изучается вопрос репутации поставщиков: кто они, откуда, как долго присутствуют на рынке, чем успели себя зарекомендовать. В результате добросовестные участники рынка, качественные показатели которых намного выше, в таких условиях оказывались не у дел».

Кроме того, по словам Андрея Куприкова, в самом Законе 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» существует множество пробелов. К примеру, до сих пор четко не прописаны вопросы ответственности поставщика при выполнении государственного заказа. Расширения, на его взгляд, требует и список критериев, которым должны соответствовать фирмы, претендующие на участие в подобных конкурсах. Основными должны стать – налоговая история фирмы, список ее агентов помимо госзаказчика, срок присутствия на рынке, квалификация. Это позволит избавиться от главной проблемы – появления фирм-однодневок, обманным путем получающих доступ к бюджетным деньгам.

Генеральный директор одной из волгоградских компаний отметил несовершенство ФЗ №94 в целом. «Определяющими в любом конкурсе становятся финансовые параметры, – утверждает собеседник 34banka.ru. – В итоге побеждает тот, кто предложил товар или услугу на рубль дешевле. Малейшая утечка информации – и победа перетекла в чужие руки. При этом репутация или же «местный» фактор не играют абсолютно никакой роли. На мой взгляд, это неверно».

По словам аналитика ИК «Финам» Юлии Голышевой, в результате неэффективного проведения госзакупок в среднем «теряется» до 30% выделяемых на указанные цели бюджетных средств.

Контракт для жаворонка

Интересная ситуация в рамках реализации 94 ФЗ сложилась с госконтрактами по ОСАГО. 11 ноября прошлого года комитет экономики администрации Волгоградской области разместил на официальном сайте извещение о проведении открытого конкурса на право заключения муниципальных контрактов на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Конкурс проводился по 29 лотам, предполагаемая сумма контракта составляла шесть миллионов рублей. Конверты были вскрыты, участники, а затем и победители определены.

Однако часть игроков страхового рынка не согласились с действиями областной единой комиссии по размещению заказов для государственных нужд Волгоградской области. Компании «МАКС» и «ВСК» обратились в Управление Федеральной антимонопольной службы по региону с жалобами. «МАКС», выигравшая восемь лотов в конкурсе по ОСАГО, обжаловала лоты №1 и №29, а «ВСК», ставшая победителем в трех лотах, оспорила решение по остальным 26 лотам.

В жалобах обоих страховщиков содержатся схожие мнения. «ВСК» и «МАКС» выразили недовольство тем, что многие участники необоснованно занизили цену контракта, что и привело к их победе в целом ряде лотов.

«В процессе подачи заявок по лоту №1 и лоту №29 всеми участниками размещенного заказа были неправильно применены коэффициенты, определенные в Постановлении правительства РФ от 08 декабря 2005 года №739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии», – поясняет заместитель директора филиала ЗАО «МАКС» в Волгограде Виталий Плеханов. – Следовательно, такие участники не должны были быть допущены к торгам, так как ценовое предложение в заявках не соответствует начальной цене контракта, рассчитанной заказчиком в соответствии с Постановлением правительства».

Стороны видят причину сложившейся ситуации в несовершенстве современного законодательства. Дело в том, что, с одной стороны, в соответствии с Постановлением правительства цена по ОСАГО должна быть одинаковой, с другой стороны, в соответствии с федеральным законом №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работы, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предполагается, что стоимость контракта – это главный критерий, по которому определяется победитель любого конкурса.

Страховщики рассказывают, что из-за такой законодательной коллизии конкурентная борьба на рынке ОСАГО принимает курьезные формы. Одни оспаривают итоги конкурсов через УФАС, другие включают в свои заявки условия, по которым они могут, допустим, произвести выплату по страховому случаю в течение 0,01 рабочего дня, третьи же занимают очередь для подачи заявки на конкурс в 6:30 утра.

«Я уверен, что конкурсы по ОСАГО должны быть выведены из-под действия 94-ФЗ, – считает Руслан Мазаев. – Цена здесь не является определяющим критерием отбора. Можно определять победителя и по другим параметрам. Это могли бы быть параметры финансовой устойчивости страховой компании, ее рейтинг на федеральном уровне, разветвленность сети и качество обслуживания. Кроме того, важно смотреть на то, насколько диверсифицирован портфель страховщика, насколько он обезопасил себя с точки зрения рисков».

В комитете экономики администрации Волгоградской области рассказали, что недавно состоялся повторный конкурс по ОСАГО. На этот раз все участники конкурса предложили одинаковую цену контракта. Будут ли оспорены результаты конкурса страховщиками, покажет время.

В Волгоградской области в прошлом году 888 заказчиков осуществляли закупки на средства бюджета области. В прошлом году было проведено 5105 торгов и 5107 котировок, заключено было 109 тысяч договоров. На госзакупки было израсходовано в 2009 году почти 27 миллиардов рублей.

Преференции местным

Решить проблемы с гозакупками хотели многие. К примеру, депутаты Волгоградской городской думы хотят поддержать местных предпринимателей, предоставив им преференции.

«Существующая система размещения государственного и муниципального заказов не совсем совершенна, – утверждает депутат Волгоградской городской думы Александр Мордвинцев. – Чаще всего она оборачивается против местных предприятий. Изменить ситуацию может только лоббирование интересов местных производителей товаров и услуг. Поиск подобных решений мы видим в Москве, Хабаровске, Ульяновске и других регионах России. В условиях финансового кризиса такие меры особенно актуальны. Зачем на бюджетные деньги приобретать товар или услугу в другом регионе, если можно получить все это у себя, не хуже по качеству и не дороже по цене, увеличивая одновременно с этим и доходы регионального и муниципального бюджетов».

Депутат ведет речь о возможности преимущественного права местного бизнеса на муниципальных конкурсах. Признавая вопрос важным, он называет его решение еще «сырым». «Проблема должна быть решена в правовом поле, – поясняет Александр Мордвинцев. – Думаю, что необходимо сформировать предложения по внесению изменений в федеральный закон №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и выйти в установленном порядке с законодательной инициативой в Государственную думу РФ».

Юристы говорят о том, что инициатива депутатов гордумы на практике трудно реализуема. Вопрос предоставления государственных и муниципальных преференций урегулирован главой 5 ФЗ «О защите конкуренции». Данной главой определены цели, на которые могут быть предоставлены такие преференции. Из их анализа следует, что целью предоставления преференции не может быть поддержка местных производителей.

Кроме того, предоставление преимуществ участнику торгов только исходя из его территориальной принадлежности не соответствует положениям ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд», определяющим требования, которые могут быть предъявлены к участникам конкурса торгов, и критериям, по которым определяется победитель торгов.

По мнению адвоката адвокатского образования «Мейер, Яковлев и партнеры» Андрея Халина, для того чтобы предоставлять преференции при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд местным производителям, необходимо вносить изменения как в ФЗ «О защите конкуренции», так и в ФЗ «О размещении заказов...». «Однако внесение таких изменений маловероятно, так как это повлечет нарушение важного конституционного принципа единства экономического пространства и принципа антимонопольного законодательства – недопустимости создания дискриминационных условий», – считает он.

Представители волгоградского бизнеса, участвующие в тендерах и конкурсах, пояснили 34banka.ru свое видение ситуации. «Преимущество у местных товаропроизводителей должно быть, но оно не должно быть единственным фактором, обеспечивающим победу, – считает помощник генерального директора компании «Волгомясомолторг» Марина Ламах. – Абсолютное преимущество местного бизнеса может повлечь за собой рост коррупции. С другой стороны, действительно помощь властей нужна. Сейчас идет мощное лоббирование федеральных компаний. На их фоне в большинстве конкурсов мелкие предприятия просто теряются. В итоге мы видим монополизацию рынка, в частности пищевого рынка».

Шаг вперед

Основательно за госзакупки взялась и команда нового главы администрации Волгоградской области Анатолия Бровко. В частности, региональным комитетом экономики выработано постановление, которое предполагает централизацию системы государственных закупок.

«Раньше комитет экономики администрации Волгоградской области выступал организатором госзакупок, если начальная (максимальная) цена контракта превышала 10 миллионов рублей, – пояснил председатель регионального комитета экономики Роман Беков. – Уже сейчас мы передвинули эту планку до пяти миллионов рублей. При этом по таким направлениям, как образование, здравоохранение и информационные технологии, госзакупки проводит комитет экономики, если начальная цена контракта превышает 500 тысяч рублей».

Интересно, что к концу года возможно, что все госзакупки с начальной ценой от 100 тысяч рублей перейдут в ведение комитета экономики.

Как пояснил председатель комитета экономики, в структуре комитета появился новый отдел, который будет проводить анализ ценовой политики. Отдел будет выходить на производителей товаров и запрашивать их расценки. Эти цифры станут ориентиром при формировании начальной цены контракта на госзакупки.

В конечном счете, по мнению Романа Бекова, централизация системы госзакупок позволит сэкономить бюджетные средства. Во-первых, контракты будут заключаться по более выгодной цене. Во-вторых, сократится штат чиновников, которые ранее отвечали за этот вопрос в комитете по образованию, здравоохранению и прочих структурах. Кроме того, централизация госзакупок позволит избежать тиражирования многочисленных ошибок, допускаемых заказчиками при формировании конкурсной документации.

«Ужесточение контроля осуществления госзакупок оправданно, так как способствует повышению эффективности расходования бюджетных ресурсов, – считает аналитик ИК «Финам» Юлия Голышева. – Особую актуальность эта проблема имеет в условиях существенного дефицита регионального бюджета на 2010 год, размер которого составляет 5,8 миллиарда рублей при уровне запланированных доходов 48,5 миллиардов рублей. Конечно, новый губернатор на этом фоне стремится добиться рационального расходования бюджетных средств и повышения отдачи при реализации госзаказа».

Генеральный директор ФБ «Август» Карэн Туманянц считает, что сосредоточение госзакупок в одних руках – это скорее плюс, чем минус. «Централизация системы госзакупок позволит более четко контролировать этот процесс, – говорит он. – Однако нужно учитывать, что «внутри» процесс усложнится, так как заказчик конкурса будет один, а организатор другой. Возможны бюрократические несостыковки, неразберихи и даже конфликты. Однако если система движения документов будет детально проработана, то это будет шаг вперед».

Информационный сайт «V1.ru»