В ходе выступления моих коллег на заседании клуба, мне в голову закралось одно сравнение: конечно, можно позиционировать наши Жигули и Ладу, как Мерседес, но от этого продавать их по цене иномарок мы никогда не сможем. Буквально у всех регионов нашей страны, в том числе и у нас, есть общие негативные черты, которые мешают нам развиваться:
1. Местная элита и бюрократия сориентированы не на развитие регионов, а на сохранение себя и своей власти. Не существует программы развития региона или муниципалитета в расчете на 10-15 лет. Каждый руководитель озабочен только тем, чтобы досидеть свой срок и каким-то образом повлиять на его продление. О каком-либо долгосрочном развитии региона и о его позиционировании, при таком раскладе, серьезный разговор идти не может.
2. Фискальный, а не стимулирующий характер системы налогообложения.
3. Мы хоть и называемся Российской Федерацией, но федерализмом у нас и не пахнет. Регионы крайне зависимы от Москвы.
4. Отсутствие даже минимального контроля общества за действиями той самой бюрократии. По сути, мы не владеем никакой информацией о том, как принимаются решения, как расходуются средства. Об этом, в последнее время, говорится уже с самых высоких трибун.
На мой взгляд, начинать процесс позиционирования регионов нужно именно с преодоления этих негативных родовых черт.
Теперь о преимуществах конкретно нашего региона.
1. Согласен с мыслью Анатолия Бровко о том, что Волгоград вполне способен стать российским центром воспитания патриотизма. Более того, мы можем позиционировать себя, как мировой центр справедливой исторической памяти. Сталинград – это основная точка Второй мировой войны, а значит – одна из основных точек истории современного общества.
2. Если уж Ростов перехватил у нас звание столицы Юга России, давайте объявим себя воротами на Юг России. Мы обладаем шикарным географическим положением. Регион – идеальное место для крупных логистических центров.
3. Мы можем участвовать в программе переселения граждан из северных территорий страны. Мы – юг, у нас растут абрикосы, и при этом у нас не стреляют.
4. У нашего региона есть фишка всероссийского масштаба – город Урюпинск. Почему бы не продолжить брендирование и развитие этой легенды. Урюпинск – столица российской провинции!
5. По территории области протекает река Бузулук. Для тех, кто не знает, - самая чистая река Европы.
6. Количество природных парков на территории области позволяет нам позиционировать себя как центр экологического туризма.
7. В советское время Волгоградская область считалась всесоюзным огородом. Своими овощами мы обеспечивали территорию вплоть до Урала. База всего этого осталась, нужно ее возрождать. Заволжье – российский огород!
8. Масштаб созданной в советские годы образовательной базы и количество ВУЗов на территории области всем известно. Мы вполне можем стать образовательным центром Юга России.
И последнее – как все это реализовать в кратчайшие сроки. Ответ простой – создавать условия для инвестиций:
1. Льготное (в отдельных случаях бесплатное) предоставление земельных участков.
2. В сфере строительства привлечение федеральных (заемных) денег на развитие инфраструктуры.
3. Режим благоприятствования со стороны чиновников. Бизнесу – зеленый коридор!
4. Для реального сектора – кредиты 0% под гарантии региона и муниципалитета.
5. Дальнейшее создание производственных и научных кластеров. Как следствие – строительство жилья, кампусов.
6. Создание на территории области особых экономических зон (с четкими условиями работы)
В итоге, лично я, хотел бы видеть сформированный имидж региона, привлекательного для инвестиций бизнеса и жизни граждан. Волгоград – место, где можно строить и нужно жить!