В Волгоградской области утвержден порядок выявления самовольного строительства. Согласно этому документу, администрации городов и районов Волгоградской области должны создать специальные комиссии, которым предстоит не реже одного раза в три месяца объезжать вверенную территорию, проверять исходно-разрешительную и правоустанавливающую документации, а также анализировать жалобы и обращения граждан, касающиеся строительных и земельных отношений. В случае выявления каких-либо нарушений в известность будут ставиться соответствующие контролирующие органы, глава муниципального образования. Кроме того, эти факты будут служить достаточным основанием для сноса самовольного объекта. Эксперты тем временем называют подобный документ очередным способом трудоустройства бюрократии.
«Порядок выявления самовольного строительства ни в коей мере не будет отбирать функции у других контролирующих органов, – считает заместитель начальника главного управления градостроительства и архитектуры администрации Волгоградской области Александр Моложавенко. – Все дело в том, что тот же архстройнадзор контролирует те объекты, которые подлежат этому надзору. Сюда не попадают объекты индивидуального жилищного строительства, магазины и производственные базы площадью менее 1500 квадратных метров. Если речь идет об объектах индивидуального строительства, то там не нужно ни проектной документации, ни проведения экспертизы. Этим и объясняется то огромное количество самовольно построенных объектов, возведенных по всему городу.
Новый порядок позволит решить сразу целый ряд проблем, связанных с незаконным строительством. Однако вместе с тем это достаточно рамочный документ, оставляющий некоторые вопросы. В частности, кто должен заниматься проверками, как часто они должны проводиться, в какой форме сдаваться отчеты. Хотелось бы, чтобы это было прописано четче».
«Я не думаю, что эта структура будет бесполезной, – размышляет директор ООО «Универсалпроект» Эльвира Бондаренко. – Инспекция архстройнадзора может контролировать только строительные вопросы с точки зрения безопасности их для окружающих, но не контролирует самовольные захваты земли. Этим занимается совершенно другое ведомство. Поэтому мне сложно сказать, будет ли польза или вред от такой структуры. Думаю, скорее всего, пользы будет больше, поскольку весь контроль будет сосредоточен в одной структуре, которая будет контролировать как безопасность с точки зрения строительства и архитектуры, так и законность выделения земельных участков под объектами строительства».
Впрочем, сами представители контролирующих органов не видят в этом порядке ничего страшного, утверждая, что это всего лишь выполнение требований постановления правительства.
«Есть постановление правительства о ведении регистра строящихся жилых домов, – пояснил корреспонденту 34metra.ru заместитель начальника управления архстройнадзора Александр Сторожук. – Комиссия ежеквартально будет проверять строящиеся объекты и отмечать степень их готовности, а также контролировать процесс строительства, поскольку у нас очень много домов уже заселенных, но так и не сданных в эксплуатацию. Тем самым мы не столько уменьшим объем самовольного строительства, сколько снизим количество самовольно эксплуатируемых жилых домов».
Впрочем, добавим, что ряд экспертов небезосновательно полагают, что создание еще одного контролирующего органа ни что иное, как очередной способ трудоустройства для бюрократии.
«В любом случае процедура сноса прописана в законодательстве, и без судебного решения сделать это невозможно. Вдобавок к этому никто не застрахован от частой ситуации, когда на момент выхода судебного решения объект уже является зарегистрированной собственностью, – комментирует генеральный директор ЗАО «Институт Волгоградгражданпроект» Андрей Куприков. – На сегодняшний день муниципалитеты обладают достаточным количеством полномочий и должны регулярно мониторить ситуацию, отслеживая самовольные стройки уже на начальном этапе.
Промежуток времени от появления первых признаков начала самовольной стройки до принятия мер районной или муниципальной властью должен быть не больше суток. Иначе зачем в мэрии целые подразделения, которые якобы занимаются решением этих вопросов? Из личного опыта и примера своих коллег-строителей могу сказать, что моментальный огромный поток звонков и жалоб вызывает даже законное строительство, так как оно в любом случае приносит неудобства окружающим. Не узнать об этом чиновники могут, только если закроют окна и отключат телефоны. Поэтому создать можно еще десяток разных комиссий, но это останется всего лишь очередным способом трудоустройства для бюрократии».
Информационный сайт «V1.ru»