Волгоградгражданпроект - проектирование Волгоград, строительство Волгоград, экспертиза Волгоград
 RUS    ENG

02.11.2009: Мэр Волгограда Роман Гребенников провалил строительство Третьей Продольной магистрали. Об этом теперь можно сказать с полной уверенностью. Руководство мэрии все-таки пропустило сроки предоставления проекта дороги на федеральном уровне. Все потуги получить федеральный транш не увенчались успехом по одной очевидной причине — чиновники города решили сэкономить на качестве дороги.



Мэр Волгограда Роман Гребенников провалил строительство Третьей Продольной магистрали. Об этом теперь можно сказать с полной уверенностью. Руководство мэрии все-таки пропустило сроки предоставления проекта дороги на федеральном уровне. Все потуги получить федеральный транш не увенчались успехом по одной очевидной причине — чиновники города решили сэкономить на качестве дороги. Теперь автолюбителям надо быстрее забыть громогласные обещания мэра решить проблему Третьей Продольной. И набраться терпения для дальнейшего ожидания в дорожных пробках Второй Продольной…

Хорошая идея

В Волгограде давно наметилась одна тенденция — казалось бы, прекрасная идея в исполнении руководства города трансформируется в ее уродливое воплощение. Примеров можно привести массу. Под это правило чиновничьей узколобости попало и строительство Третьей Продольной магистрали.

По сути, задумка создания Третьей Продольной действительно была замечательной идеей. Строительство в черте города еще одной трассы разгрузило бы две волгоградские магистрали, направив транзитный поток автомобилей в объезд областного центра. По этой дороге могли бы следовать большегрузные машины, не создавая проблем для уличного движения. Ведь сейчас через весь Волгоград идет всего лишь одна главная транспортная артерия — Вторая Продольная магистраль. К тому же она является продолжением федеральной номерной трассы М-6 Каспий

— Москва — Волгоград — Астрахань. Порядка 40% машин от общего числа транспорта двигается через территорию Волгограда. В час пик на Второй Продольной собираются вереницы замерших в дорожных пробках машин, а любое ДТП или ремонт участка дороги создают транспортный коллапс. Имеющаяся в наличии транспортная инфраструктура и впрямь не поспевает за развитием транспортного движения. Так, за последнее десятилетие увеличение протяженности улично-дорожной сети города произошло всего на 0,3%, в то время как рост количества автотранспорта составил более 400%.

Еще в 70-х годах появилась так называемая концепция Третьей Продольной магистрали. Первоначально она рассматривалась как транспортный обход Волгограда. Однако еще на первоначальном этапе строительства первого участка этой дороги от Самарского разъезда до проезда Дорожников стало понятно, что полноценным обходом Третья Продольная не станет. Причина этому — включение этой дороги в структуру дорожно-уличной сети самого города.

— Дорога сдавалась по частям, — вспоминает заместитель генерального директора по развитию, начальник мастерской автомобильных дорог и инженерных сооружений ЗАО «Волгоградгражданпроект» Игорь Шкопинский. — Были построены участки от проезда Дорожников до трассы Р-228 саратовского направления и участок от Самарского разъезда до трассы М-21 на Каменск-Шахтинский. В перспективе Третья Продольная магистраль должна была идти в южную сторону города и уводить большегрузный транспорт за его черту, параллельно Второй Продольной, до заканальной части Красноармейского района. Рассчитывали, что магистраль будет протяженностью во весь город. Она должна была замыкать на себе транспортные потоки такой трассы, как Волгоград—Самара—Сызрань. В нее должна была вклиниваться и федеральная трасса М6 — Москва— Астрахань, известная как «Каспий». Огромный участок этой трассы проходит по городской черте, выходит в Красноармейском районе и идет в сторону Астрахани.

Упустили время

В 1996 году главными проектировщиками города — ЗАО «Институт «Волгоградгражданпроект» для этого участка дороги было разработано техно-экономическое обоснование, определены ключевые параметры вплоть до точек примыкания поперечных дорог.

Однако проект из-за экономических причин так и не был востребован. У каждого руководителя города были свои взгляды на строительство Третьей Продольной. В частности, предыдущий мэр Волгограда Евгений Ищенко планировал построить Третью Продольную магистраль на основе частно-государственного партнерства. Южный участок города он хотел сделать платным.

По какому пути хотел пойти нынешний мэр города Роман Гребенников, за два года его управления Волгоградом до сих пор остается загадкой. У мэра был реальный шанс сдвинуть дело с мертвой точки. За полтора года до начала кризиса при благоприятной экономической ситуации, когда была возможность получения федеральных денег, множество экспертов советовали мэру сосредоточиться на одном-двух масштабных объектах, оперативно разработать проект и получить под него финансирование. Однако господин Гребенников упустил драгоценное время. Как оказалось, до сих пор нет грамотно составленного проекта строительства магистрали. Видимо, в руководстве города считают, что строительство дороги не обязательно должно быть просчитано и технически выверено. Однако это обстоятельство отнюдь не мешает мэру регулярно заявлять на высшем уровне о своей озабоченности по поводу строительства Третьей Продольной. Еще в 2008 году во время прямого эфира страны с Владимиром Путиным Гребенников попросил «Единую Россию» помочь ему в строительстве этой магистрали. На что ошарашенный премьер-министр заявил, что не надо путать хозяйственные вопросы с вопросами, находящимися в ведении партии. Тем не менее мэр, ни капли не смущаясь, попросил 13 млрд рублей на строительство дороги.

Мэр Волгограда умудрился отличиться обычной для него бесцеремонностью и на прошедшем в октябре торжественном открытии моста через Волгу. Гребенников пытался завести разговор с министром транспорта Игорем Левитиным по поводу продолжения строительства моста (и это без наличия полноценного проекта дороги!). Однако министр указал на место мэру и напомнил, что «у вас есть губернатор, и с ним надо решать все вопросы».

Однако совсем недооценивать Гребенникова, как мэра, болеющего душой за Третью Продольную, нельзя. В конце 2007 года он все же провел конкурс на разработку проектно-сметной документации транспортной развязки на одном из участков Третьей Продольной магистрали по улице Нежданова. Но как обычно, в свойственной ему манере…

Объявив конкурс, мэр установил по нему сроки исполнения проекта — 2 недели. Видимо, таким образом, мэрия хотела успеть втиснуться в рамки федерального финансирования. «Мы рассчитывали поучаствовать в этом конкурсе, — сообщили в «Волгоградгражданпроекте». — Однако, увидев нереальные сроки составления проекта, решили отказаться, поскольку сочли это махинацией». Тогда в конкурсе приняла участие только одна компания — «Рустехконсалтинг». При этом данная компания вообще не имеет действующих проектировщиков в собственном штате. Это волгоградское представительство московской фирмы. Она тайно пыталась воспользоваться услугами наших проектировщиков, чтобы составить проект для мэрии. Сумма контракта составила 15 млн рублей. Однако данная работа крайне сложна, и минимальные сроки ее исполнения составляют 5-6 месяцев. А две недели, на наш взгляд, это явный сговор, что было отражено в заявлениях, которые мы направили в адрес антимонопольной службы, а также прокуратуры города и области. В результате из-за ограниченного понимания мэром сути вопроса федеральные средства на строительство дороги не были получены. Проектно-сметная документация на весь проект объективно должна стоить порядка 250-300 млн рублей. Эта сумма может корректироваться в зависимости от количества транспортных развязок и инфраструктурных объектов. Реализовать все необходимые транспортные развязки в том объеме, который требовал конкурс, проведенный мэрией, на сегодняшний день невозможно. В перспективе Третья Продольная должна стать городской транспортной магистралью непрерывного движения, на которой не должно быть светофоров. Поэтому все пересечения с поперечными улицами должны быть выполнены в двух уровнях. Любое проектное решение экономит огромные деньги при строительстве, а проектные деньги — это всего лишь 5-6% от строительно-монтажных работ. Многие инвесторы готовы тратить больше времени на правильное техническое решение проекта для того, чтобы получить максимальный экономический эффект. Но руководство города решило сэкономить на качестве, отказавшись от профессионального исполнения проекта, тем самым заведя его в тупик.

Мифы Третьей Продольной

Несмотря на это, власти города еще весной продолжали утверждать, что строительство Третьей Продольной магистрали вот-вот начнется, что уже найден инвестор и т.д. Однако проекта дороги нет до сих пор. В департаменте городского хозяйства теперь винят во всем «РусТехКонсалтинг». Администрация города демонстративно обратилась в суд с иском о расторжении муниципального контракта, однако проиграла и в первой инстанции, и в апелляционной. Суд решил, что в срыве сроков виноват заказчик. В иске администрации города было отказано в связи с тем, что проектной организации вовремя не предоставили необходимые для работы документы, в частности комплексную транспортную схему Волгограда.

На самом деле темпы строительства Третьей Продольной могли бы ускориться при грамотной организации всего процесса. Но в администрации города или не оказалось профессионалов, которые бы всерьез занялись этим важнейшим для города вопросом, или просто-напросто у руководства мэрии не оказалось желания шаг за шагом воплощать в жизнь этот проект. Ведь гораздо легче прокричать какую-нибудь речь на каком-нибудь митинге, чем методично и досконально воплощать проект в жизнь. Итог один — Третьей Продольной магистрали у Волгограда так и нет. И будет ли?

«ИЗВЕСТИЯ»