Волгоградгражданпроект - проектирование Волгоград, строительство Волгоград, экспертиза Волгоград
 RUS    ENG

23.10.2009: О необходимости достройки Третьей Продольной магистрали в последнее время в городе не говорит только ленивый. Возросшие транспортные потоки уже давно превратили перемещение по Волгограду, особенно по центральной части города, в настоящую пытку. Издержки линейной компоновки привели к тому, что через весь Волгоград идет всего лишь одна дорога – Вторая Продольная магистраль, которая к тому же является продолжением федеральной номерной трассы М-6 Каспий – Москва – Волгоград – Астрахань. О перспективах достройки Третьей Продольной рассуждают ведущие специалисты-дорожники Волгограда.



О необходимости достройки Третьей Продольной магистрали в последнее время в городе не говорит только ленивый. Возросшие транспортные потоки уже давно превратили перемещение по Волгограду, особенно по центральной части города, в настоящую пытку. Издержки линейной компоновки привели к тому, что через весь Волгоград идет всего лишь одна дорога – Вторая Продольная магистраль, которая к тому же является продолжением федеральной номерной трассы М-6 Каспий – Москва – Волгоград – Астрахань.

Проблема реорганизации дорожного движения в Волгограде назрела уже очень давно. Сейчас, в пиковые месяцы, по Второй Продольной магистрали проходят порядка 50 тысяч машин, а в час пик на самых оживленных магистралях собираются внушительные хвосты из автомобилей. Однако даже небольшая авария или вышедший из строя светофор способны практически полностью парализовать движение.

Любопытно, что уже даже были попытки побежать «впереди паровоза». В частности, в Советском районе одна из последних улиц поселка Новостройка заасфальтирована так, что позавидуют центральные проспекты Волгограда. По две полосы в каждом направлении, великолепная разметка, и если верить информационному щиту, строительство второй очереди дороги на улице Джамбула Джабаева ведет организация «Анкер-С». Городские власти утверждают, что это всего лишь дорога, строящаяся в рамках федеральной программы «Строительство малоэтажного жилья», однако проектировщики утверждают, что это в прошлом створ той самой Третьей Продольной, трасса которой в силу ряда обстоятельств пошла выше.

«На самом деле это все только лишь слухи, – говорит начальник управления автомобильных дорог департамента городского хозяйства мэрии Сергей Таций. – Это не участок Третьей Продольной. Существует федеральная целевая программа «Строительство малоэтажного жилья», в рамках которой необходимо обеспечивать строительные площадки всей необходимой инфраструктурой, в том числе и дорогами. В рамках этой программы город в этом году заканчивает строительство автомобильной дороги по улице Джабаева, которая будет служить подъездом к жилому комплексу «Родниковая долина», строящемуся подрядной организацией, выигравшей конкурс еще в феврале».

В администрации же Советского района Волгограда косвенно подтвердили, что в далеком будущем этот участок дороги, возможно, будет составной частью Третьей Продольной магистрали.

«На самом деле это дорога, ведущая к жилому комплексу «Родниковая Долина», и расположена она по улице Джабаева, – пояснили корреспонденту 34auto.ru в коммунальном отделе районной администрации. – В отдаленных планах она войдет в состав Третьей Продольной магистрали, однако случится это, судя по всему, еще очень не скоро».

Тем не менее отказываться от столь важного для города объекта, как достройка Третьей Продольной магистрали, городские власти не собираются.

«Уже в будущем году мы планируем начать масштабные проектные работы трассы второй очереди Третьей Продольной, которая по новой классификации получит статус скоростной автомагистрали, – делится планами на будущее Серей Таций. – Однако без помощи федерального бюджета нам эти работы просто не осилить, поскольку стоимость одних только проектных работ составляет порядка 400 миллионов рублей. Уже проведены межевания земли, в том числе на месте. Все документы по этому объекту находятся сейчас в Росавтодоре, мы их постоянно обновляем и в каждом документе упоминаем об острой необходимости скорейшего начала работ по строительству этой магистрали».

Значение Третьей Продольной для города переоценить будет очень трудно. Достаточно только представить, что порядка 70% транспорта, идущего по Второй Продольной, уйдут на новую дорогу. Отдельно стоит сказать, что новая дорога по классификации будет относиться к скоростным автомагистралям, на ней не будет ни перекрестков, ни светофоров, ни пешеходов, что значительно повысит скорость перемещения по городу, а также снизит и экологическую нагрузку на сам город.

Отметим, что городские чиновники еще весной утверждали, что строительство Третьей Продольной магистрали вот-вот начнется, что уже найден инвестор, однако проекта дороги нет до сих пор. В департаменте городского хозяйства винят во всем московскую проектную организацию – ООО «Управляющая компания "РусТехКонсалтинг"», неоднократно срывавшую сроки предоставления уже готового проекта. Администрация города вынуждена была обратиться в суд с иском о расторжении муниципального контракта, однако проиграла и в первой инстанции, и в апелляционной. Суд решил, что в срыве сроков виноват заказчик. Однако в иске было отказано в связи с тем, что проектной организации вовремя не предоставили необходимые для работы документы, в частности, комплексную транспортную схему Волгограда.

Вместе с тем разговоры о необходимости строительства третьей магистрали, проходящей через весь город, обсуждались еще в конце прошлого века.

«Концепция Третьей Продольной магистрали существовала еще в 1970-х годах. Первоначально она рассматривалась как тот самый транспортный обход Волгограда, о котором сегодня так часто говорят, – рассказывает заместитель начальника мастерской автомобильных дорог и инженерных сооружений ЗАО «Институт Волгоградгражданпроект», почетный строитель России Валентина Мельник. – Однако уже при строительстве первого участка этой дороги от, так называемого, самарского разъезда до проезда Дорожников, стало понятно, что полноценным обходом Третья Продольная быть не может. Причина этому – буквально моментальное включение этой дороги в структуру дорожно-уличной сети самого города. Далее были построены участки от проезда Дорожников до трассы Р-228 саратовского направления и участок от самарского разъезда до трассы М-21 на Каменск-Шахтинский. Предполагалось строительство южного участка от трассы М-21 до заканальной части Красноармейского района. Еще в 1996 году нашими специалистами на этот участок было разработано технико-экономическое обоснование, определены ключевые параметры вплоть до точек примыкания поперечных дорог. Но проект ввиду экономической ситуации был не востребован. Сегодня готовые участки магистрали, безусловно, забирают на себя часть транзитного транспорта, но по причине незавершенности и расположения внутри существующей городской черты не могут полноценно выполнять функции транспортного обхода».

Усугубляет это и неразбериха между городскими и областными властями. Более того, по мнению специалистов-проектировщиков, при должном финансировании темпы строительства могут вестись очень быстро.

«Областные и городские власти постоянно пытаются договориться и решить, какой должна быть эта дорога. Среди вариантов появляются самые необычные. К примеру, господин Ищенко хотел сделать ее платной, но это не совсем согласовалось с действующим законодательством. Реальный шанс сдвинуть дело с мертвой точки был у господина Гребенникова. За полтора года до начала кризиса при благоприятной экономической ситуации, когда была возможность получения федеральных денег, множество экспертов советовали мэру сосредоточиться на одном-двух масштабных объектах, оперативно разработать проект и получить под него финансирование, – рассказал начальник мастерской автомобильных дорог и инженерных сооружений ЗАО «Институт Волгоградгражданпроект» Игорь Шкопинский. – Но вместо этого городские деньги были распылены по большому числу мелких объектов, перспективы получения федеральных денег под которые были изначально нулевыми. Ни один из этих проектов до сих пор не реализован. Кроме того, со стороны городской власти не прекращаются попытки увязать Третью Продольную с обходом Волгограда, на что уже давно нет никаких возможностей и предпосылок. Это должны быть два разных объекта. Обходная дорога не может пролегать в границах города».

По словам специалистов «Волгоградгражданпроекта», при грамотном подходе проект завершения строительства Третьей Продольной можно подготовить за один год. «Саму фазу строительства можно разбить на этапы и пусковые комплексы, – добавляет Игорь Шкопинский. – Более того, эти этапы могут осуществляться параллельно. При наличии своевременного финансирования строительство может вестись очень быстрыми темпами. Пример моста через Волгу это доказывает. Но с учетом того, что в 2009 году городской администрацией на проектные работы по реконструкции и капитальному ремонту Третьей Продольной не было выделено ни копейки, можно сделать вывод, что в реализации этого проекта нынешняя администрация не заинтересована».

Добавим, что пока чиновники решают, где и как пройти дороге, а также за чей счет ее строить, представители ГИБДД заявляют, что скорейшая достройка и ввод в эксплуатацию второй очереди Третьей Продольной магистрали пойдет на благо для всего города.

«Что такое третья продольная магистраль? По сути дела, это объезд Волгограда, – размышляет сотрудник отделения дорожной инспекции и организации дорожного движения ОГИБДД УВД по Волгограду Марк Соркин. – Соответственно, он позволит полностью убрать как иногородний, так и местный транзит из города. Соответственно, значительно упадет нагрузка на две остальные городские магистрали, Первую и Вторую Продольную, а главное – с городских улиц удастся увести федеральную трассу со всеми ее «прелестями» в виде тяжелых грузовиков. Как следствие – резко снизится аварийность, улучшится экологическая ситуация в городе, да и волгоградские дороги, наконец, получится привести в порядок».

Информационный сайт «V1.ru»