Волгоградгражданпроект - проектирование Волгоград, строительство Волгоград, экспертиза Волгоград
 RUS    ENG

12.09.2009: Центральная набережная: выбор за жителями?



«Я планов наших люблю громадье», – писал известный классик. Эта цитата как нельзя лучше подходит к тем масштабным проектам застройки набережной Волгограда, которым уже почти полвека. В свое время планы благоустройства береговой линии предполагали придание цивилизованного вида всему правому берегу Волгограда – город-герой должен был и с воды выглядеть красиво.

Однако сбыться было суждено лишь малой части планов. А именно – Центральной набережной, которая, спустя без малого полвека с момента открытия, стала предметом спора властей и бизнеса. Между тем разразившийся в прошлом году финансовый кризис заставил и этот конфликт «уйти в подполье».

Городские власти неоднократно предпринимали попытки облагородить облик набережной, не раз проводя конкурсы проектов развития центральной набережной, однако все они так и остались на бумаге. В первую очередь потому, что, по мнению ряда экспертов, причальная стенка Волгоградского речного порта, являющаяся неотъемлемой частью крупнейшего в Европе речного вокзала, может в любой момент рухнуть.

Не корысти ради, а отдыха для...

По мнению проектировщиков, облик Центральной набережной Волгограда должны определять прежде всего горожане, а не чиновники. Однако при этом подход к застройке набережной должен быть предельно осторожным и взвешенным: «Если говорить о набережной в целом, то у городских архитекторов давно витала идея соединить набережной все районы города, – говорит руководитель отделения Российской ассоциации реставраторов по ЮФО Сергей Сена. – Однако ее реализации мешало, во-первых, то, что вдоль реки стоят промышленные предприятия со своими причальными стенками, во-вторых, что многие предприятия стояли к Волге «задом», используя ее как источник водоснабжения и сбрасывая в нее свои стоки.

Другое дело, что в любом городе, где есть набережная, она выполняет множество функций, в том числе и прогулочную. Однако если набережная тянется на несколько десятков километров, то говорить о том, что она была бы только пешеходной, было бы неправильно. Возможно, рабочими были бы некоторые участки набережной или, как, к примеру, в Германии, по ней были бы проложены велосипедные дорожки. Если же река судоходная, то набережная выполняет еще и функцию причальной стенки, где корабли причаливают либо к дебаркадерам, либо непосредственно к речным вокзалам, как, например, в Волгограде, где построен крупнейший в России, а то и Европе речной вокзал. Правда, недостроенный.

У любой набережной есть как спокойные зоны, так и зоны кульминации. Для Волгограда такой зоной кульминации является собственно Центральная набережная. И наша задача – проектировщиков, архитекторов, продумать возможности для максимально полного использования набережной 365 дней в году. Сейчас на ней расположены только летние заведения, функционирующие с весны до осени. Сама же набережная – своего рода террасный объект, подвергающийся затоплению. В июне там невозможно находиться из-за обилия мошкары, зимой – просто от того, что там холодно и неуютно.

Лично я ратую за грамотное выделение земельных участков под размещение различного рода летних павильонов, но, впрочем, и не только их. Зимой единственное место на набережной, куда можно сходить, это помещение речпорта, который, в связи с нынешней экономической ситуацией превратился в самый настоящий шанхай. И, думаю, ничего бы не было плохого, если бы этот шанхай ушел бы из кульминационной зоны.

Говорить о том, что на набережной не должно быть ничего, бессмысленно. Она по природе своей многофункциональный объект, самая большая проблема которой – быть привлекательной в течение всего года, и наша задача – найти такие способы решения проблемы, которые бы позволили набережной функционировать 365 дней в году.

Еще одна функция набережной – это визитная карточка города. От того, насколько красива она, будет зависеть, включат ли туристические фирмы в программу тура посещение Волгограда или же пройдут мимо, до ближайшей зеленой стоянки.

Что же касается конкурсов, то они состоялись все. Другое дело, будет ли что-то строиться по этим проектам, поскольку конкурсы – это своего рода мозговой штурм о том, как возможно дальнейшее развитие набережной. И предоставить право выбора самим горожанам. Если горожане выскажутся о желании видеть набережную начала 90-х, когда на ней не было ничего, власти города должны подчиниться. Поскольку определять облик визитной карточки города должны не чиновники, а жители. Если же говорить о незаконной застройке, то снести все, что незаконно, можно буквально за один-два дня. Однако что получим взамен? Пустое место и пустую набережную начала 90-х годов.

«Центральная набережная города Волгограда имеет не только высокую инвестиционную привлекательность, но и огромную социальную значимость. Созданный больше сорока лет назад архитектурный ансамбль, формирует главный фасад города со стороны Волги и является его визитной карточкой, – говорит генеральный директор ЗАО «Институт "Волгоградгражданпроект"» Андрей Куприков. – Однако развитие Волгограда как экономического и туристического центра на юге России делает необходимым дальнейшее комплексное развитие данной территории. На наш взгляд, на набережной должны появиться здания общественного и культурного назначения: театры, выставочные залы, места массового отдыха. Вполне возможно размещение здесь гостиниц для туристов. Но ни в коем случае нельзя строить на этой территории крупные торговые и жилые объекты.

Центральная набережная, в первую очередь, зона общественного назначения, любимое место отдыха волгоградцев, поэтому размещаемые здесь объекты должны быть полезны и интересны для всех жителей и гостей города. Любые работы на Центральной набережной должны быть максимально обдуманными и осторожными. Конкурс по обустройству Центральной набережной, проведенный в 2008 году, на наш взгляд, является не более чем театрализованной клоунадой и не самым удачным пиар-ходом городских чиновников, которым очень хотелось изобразить собственную активность. Данный конкурс обошелся городской казне в один миллион рублей и закончился еще более грандиозным провалом, чем пресловутый конкурс по пойме реки Царица. Победитель конкурса не определен. Судьба Центральной набережной так и осталась не ясной».

Также, по словам господина Куприкова, проведенный чуть ранее конкурс по пойме реки Царица показал, что это была чистой воды профанация: до сих пор не определен инвестор, территория не размежевана, и вряд ли ситуация сдвинется с мертвой точки в ближайшие несколько лет. Такая же ситуация складывается в отношении Центральной набережной. В недавнем прошлом по этой территории уже разрабатывались проекты планировок и многочисленные концепции, в том числе и за бюджетные деньги. В чем заключалась цель нового конкурса по Набережной – не ясно. Не имея четкой программы, не имея стратегического инвестора, проводить конкурсы по ценнейшим городским территориям просто для удовлетворения амбиций каких-то архитекторов просто бессмысленно.

Для проведения работ по обустройству набережной денег требуется очень много. Но это не значит, что этим не нужно заниматься. Если утвердить соответствующую программу и зафиксировать в бюджете средства, то ежегодно можно осваивать около 100 миллионов рублей именно на цели развития набережной. На сегодняшний день специалистами уже подготовлено множество разработок по развитию так называемой рокадной дороги. Дело упирается в необходимость волевого решения о том, что этим нужно заниматься.

«Для этого в городе должен быть профессиональный и вменяемый главный архитектор и четко прописанные правила, – считает господин Куприков. – А человек, поставленный на эту должность сейчас, способен только на проведение конкурсов детских рисунков. Среди первоочередных срочных мер мы предлагаем введение жестких регламентов по организации объектов мелкорозничной торговли на центральной набережной. Все кафе должны размещаться только в откосе. При этом они должны минимально привлекать к себе внимание и быть вписанными в существующий ландшафт».

Осторожно! Причал!

Капитаны круизных лайнеров уже давно подходят к волгоградскому причалу с опаской. Недостаточная глубина плюс аварийное состояние причальной стенки заставляют быть предельно осторожными. Это признают даже специалисты речного порта.

Уже в первые годы работы пассажирских причалов, гидротехники речпорта обнаружили множество изъянов в конструкции причальных сооружений. Первое, на что обратили внимания, сотрудники речного порта Волгограда – это отсутствие любой официальной документации по эксплуатации гидротехнических сооружений. От проектировщиков вокзала, института «Ленгипроречтранс», в наследство им досталось лишь инструкция по технической эксплуатации причалов, но она носила только рекомендательный характер, и нигде в государственных инстанциях, как официальная документация, не значилась. После первых водолазных исследований дна у причальной линии удалось обнаружить, что его глубина у причалов с 8 по 9 составляет – 340 см, а с 10 по 15 и вовсе – 290 см. Уже тогда состояние причальной линии речного вокзала не позволяло обслуживать суда водоизмещением до 3000 тонн, а по рекам России уже активно курсировали многопалубные теплоходы водоизмещением свыше 4000 тонн. Кроме того, у некоторых типов теплоходов конца двадцатого века осадка составляет около 300 сантиметров, а если учесть, что глубина дна у причальной линии не превышала в некоторых районов и 290 сантиметров, то каждое швартовавшееся судно наносило гидротехническим сооружениям непоправимый ущерб.

Заказчиком строительства речного вокзала выступило Министерство речного транспорта, в тоже время гидротехнические сооружения для работы вокзала строились по инициативе волгоградского горисполкома. Не известно, что повлияло, либо нерасторопность строителей, либо желание заказчика возведения гидротехнических сооружений снизить затраты, но причальная линия речного вокзала была возведена с большим количеством технических ошибок. Результат – причальная стенка уже в середине 80-х начала разрушаться. Пагубное влияние на стенку оказывали, как и природные факторы, так и ее эксплуатация. Весенний паводок, сброс воды, корка льда постепенно образовывали в бетонной стенке причалов значительную впадину, но еще более значительное влияние оказывали швартовавшиеся суда. Первое, что нарушало целостность конструкции линии – это бой судовых винтов во время швартовки. Из-за недостатка воды под днищем которых возникал мощные поток воды, выбивающий и щебень, и бетон из гидротехнических сооружений.

Далее – это действие подруливающего устройства, когда еще более сильный поток воды вымывал сетку причальной линии. Все эти причины разрушения причалов волгоградского речпорта можно свести к одной: малая проектная глубина дна речного вокзала. За два десятилетия причальная линия речного вокзала пришла в такой упадок, что в ее основании образовались промоины диаметром в некоторых районах до двух метров. Подобное состояние может в любой момент привести к обрушению причалов и эстакады вокзала, а передвижение людей и транспорта сегодня по ней – просто опасно для жизни! И это при условии, что причальная эстакада является одним из самых популярных мест отдыха жителей Волгограда. С наступлением весны количество гуляющих горожан увеличивается в десятки раз. Несмотря на установленные запрещающие знаки и барьеры, волгоградцы продолжают посещать опасную зону.

Чем может обернуться нахождение людей в опасной зоне в дни праздников, предсказать никто не берется. Кроме того, десятый причал предназначен для обслуживания транзитных теплоходов туристического назначение. Его закрытие грозит региону потерей большей части потока людей, путешествующих речным транспортом. Вопрос о капитальном ремонте причальной эстакады до сих пор остается нерешенным.

Источники в Волгоградском речпорту, пожелавшие остаться неизвестными, пояснили, что несмотря на то что тревогу начали бить уже давно, ситуация с причальной стенкой не изменилась ни на йоту: «Все разговоры о необходимости срочного ремонта причальной стенки так и остались разговорами, – пояснил собеседник. – Возможные последствия подобной безалаберности даже представить сложно. Здесь можно провести аналогию даже с Саяно-Шушенской ГЭС».

Проще говоря, причальная стенка продолжает размываться. С учетом того, что она является составной частью крупнейшего в Европе речного вокзала, то возможные масштабы катастрофы представить нетрудно – при самом неблагоприятном раскладе пассажирский речной порт может оказаться попросту разрушенным.

Следить за состоянием набережной, той ее части, к которой относится, в том числе, и причальная стенка, должно управление берегоукрепительных работ. Однако получить от них комментарии оказалось крайне проблематично: «Приходите на личный прием к начальнику строительного комитета Капанадзе Сергею Михайловичу, – безапелляционным тоном заявили корреспонденту 34metra.ru в комитете по строительству мэрии. – Он вас выслушает, и издаст приказ, в котором будет указано, какой сотрудник будет иметь право дать вам комментарий».

У семи нянек дитя без глаза?

Тем не менее, пока проходят ставшие уже чуть ли не ежегодными конкурсы на право застройки этой территории, набережная ежегодно обрастает разномастными кафе и прочими объектами развлекательно-питейного назначения. Способствует этому, в первую очередь, неразбериха с тем, кому принадлежит земля (достаточно вспомнить историю с кафе «Берег»), а также то, что суды в России способны принимать, порой, взаимоисключающие решения.

«Изначально наше мнение таково, что размещение любых объектов – неважно, кафе или гостиница – на гидротехнических сооружениях запрещено, – говорит заместитель прокурора Центрального района Александр Яновский. – Однако это вопрос очень сложный и далеко не однозначный. Очень часто суды разных юрисдикций выносят косвенно противоречивые решения по этому поводу. Да, было решение арбитражного суда, которое заставило засилить конкурс и продлить договоры аренды земель на набережной до 2011 года. Однако в то же время в суде рассматривается целый ряд наших исков по аналогичным поводам. Поэтому я еще раз повторюсь, что это вопрос далеко не однозначный, который требует тщательного и детального изучения. Поэтому я пока воздерживаюсь от комментариев по этому поводу – это слишком узкоспециализированный и объемный вопрос».

Между тем архитекторы полагают, что решать проблемы набережной город должен самостоятельно, не дожидаясь инвесторов: «Я думаю, что проблема набережной будет решена только тогда, когда в бюджете города появятся средства, достаточные для ее решения, – считает председатель союза архитекторов Волгоградской области Александр Моложавенко. – Было бы глупо ждать, что придет инвестор и все проблемы решит. Город – это такой же бизнесмен, как и все другие. В бизнесе никто не ждет, что кто-то придет и сделает, а берет и делает сам. И те конкурсы, которые проводились, это были первые, пусть небольшие, но позитивные шаги.

Однако даже они могут быть провальными, если на набережной не будет людей. Для того, чтобы люди пришли туда, нужны какие-то центры притяжения, которые, кстати, мог бы и построить инвестор. Но для этого нужно для начала навести порядок с арендой земель, сделать эскизы, проект планировки, подвести коммуникации, и уж потом приглашать инвестора. Сейчас же набережная фактически бесхозная, а в результате мы имеем то, что имеем – невесть каким образом появившиеся кафе и гостиницы, незаконные, совсем не украшающие облик набережной. Но и снести их тоже невозможно.

В то же время проведенные конкурсы выявили массу достойных проектов, реализовать которые, к сожалению, мешает отсутствие средств в бюджете города».

Информационный сайт «V1.ru»